Что такое наука почему она является наиболее важным из всех видов знания

Что такое наука почему она является наиболее важным из всех видов знания

Что такое наука почему она является наиболее важным из всех видов знания

Что такое наука почему она является наиболее важным из всех видов знания

Что такое наука почему она является наиболее важным из всех видов знания

, немецкий врач и анатом, который ввёл термин «психиатрия» в 1808 году

Психиатри́я ( ψυχή (psychḗ), душа + ἰατρεία (iatreía), лечение) — отрасль клинической , изучающая через призму медицины, методы их диагностики, профилактики и лечения. Под этим термином подразумевают также совокупность государственных и негосударственных учреждений, в некоторых странах имеющих право на недобровольную изоляцию лиц, представляющих потенциальную опасность для себя или для окружающих.

Широкое признание получило предложенное немецким психиатром (1845) определение психиатрии как учения о распознавании и лечении психических болезней. По мнению ряда современных авторов, это определение «содержит самые существенные признаки этой медицинской дисциплины», «точно формулирует стоящие перед психиатрией задачи», если учесть, что:

Распознавание означает не только диагностику, но и исследование , , течения и исхода психических расстройств. Лечение, помимо собственно , включает в себя организацию , профилактику, и социальные аспекты психиатрии.

— Обухов С. Г. / Под ред. Ю. А. Александровского — М.: , 2007. - С. 8.

Содержание

Термин «психиатрия» предложен в г. немецким врачом Иоганном Кристианом Рейлем ( Johann Reil; —) в его знаменитой книге «Рапсодии» (Rhapsodien. 1803, 2 изд. 1818), где, по характеристике Ю. В. Каннабиха, «изложены основы „настоящей психиатрии“, то есть (понимая это слово буквально) — лечения душевных болезней». Этот термин называл , так как он

предполагает существование души или как чего-то независимого от тела, чего-то, что может заболевать и что можно лечить само по себе.

Гиляровский В. А. Психиатрия. Руководство для врачей и студентов. — М.: МЕДГИЗ, 1954. С. 9.

«Это, — продолжает , — не соответствует нашим современным понятиям о психических заболеваниях», и были попытки заменить термин «психиатрия» другим.

Например, предлагал название «патологическая рефлексология»,  — «тропопатология» (от греч. tropos — образ действия, направление),  — «персонопатология». Эти названия не нашли последователей, и остался термин «психиатрия», утративший свой первоначальный смысл.

— Коркина М. В., Лакосина Н. Д., Личко А. Е. Психиатрия: Учебник. — М.: , 1995. С. 5–6.

Н. Н. Пуховский, утверждая, что применение «психиатрия», «психиатрические расстройства» врача и дезориентирует пациента, и отмечая двойственность представлений о природе и сущности предмета психиатрии (под которым обычно подразумевают, с одной стороны, «расстройство психики как символического органа персоны», с другой — « головного мозга человека как органа разума»), предлагает вернуть в практику прежде употреблявшиеся термины «френиатрия» и «алиенистика» и выделять две самостоятельных области терапии ментальных расстройств: френиатрию (лечение патологии мозга как органа разума) и (коррекцию расстройств самоопределения человека психологическими методами).

между и состояния изучает также .

Единого согласованного определения понятий «болезнь—здоровье» и «норма—патология» в психиатрии не существует. В соответствии с одним из распространённых определений, психической болезнью является изменение сознания, выходящее за пределы «нормы реакции». Многие исследователи говорят о принципиальной невозможности дать определение «нормальному поведению», поскольку в разных культурах и в различных исторических ситуациях критерии психической нормы различаются.

Психиатрия подразделяется на общую и частную:

Если частная психиатрия изучает отдельные болезни, то общая психопатология или, вернее, общая психиатрия, изучает общие закономерности психического расстройства… Психопатологические типичные состояния могут возникнуть при разных болезнях, следовательно, они имеют общее значение… Общая психиатрия строится на обобщении всех тех изменений, которые возникают в течение отдельных психических болезней.

— Снежневский А. В. . – М.: МЕДпресс-информ, 2001. С. 7-8.

Это понимание А. В. Снежневским общей психиатрии как общей психопатологии признается многими отечественными психиатрами, но не является общепринятым. В частности, в общую психиатрию иногда включают, помимо общей психопатологии, также . Частную психиатрию изредка называют частной психопатологией.

Признаки (симптомы) психических расстройств составляют предмет психиатрической семиотики.

Проявления, , биологическую сущность тех патологических изменений в , которые приводят к расстройствам , изучает клиническая психиатрия.

Таким образом, современная психиатрия изучает , , клинику, диагностику, лечение, профилактику, реабилитацию и экспертизу психических расстройств. В свою очередь экспертиза в психиатрии делится на: , и (трудовая).

Психиатрический диагноз устанавливается на основании фактов, добываемых разными методами — клиническим и лабораторными. Основной метод психиатрии — .

Диагностика в психиатрии носит в значительной мере субъективный и вероятностный характер, что приводит к нередко имеющим место случаям . В отличие от диагнозов, выставляемых врачами других направлений, выявляющими патологию конкретных органов и систем, психиатрическая диагностика включает в себя в том числе оценку отражения внешнего мира и событий, в нём происходящих: иными словами, психиатрический диагноз представляет собой оценку картины мира пациента и врача с позиции концепций и критериев диагностики, применяемых в конкретный исторический период развития общества и науки.

Приоритет клинического метода, подчиненное положение инструментальных методик дают повод для обвинений в субъективизме диагностики в психиатрии. Отрицание возможности объективного диагноза в психиатрии ведет к отрицанию существования психических болезней вообще и самой психиатрии как науки.

— Жариков Н. М., Урсова Л. Г., Хритинин Д. Ф. Психиатрия: Учебник — М.: Медицина, 1989. С. 251

«До настоящего времени на протяжении нескольких столетий продолжается дискуссия о том, является ли психиатрия наукой или искусством». По мнению критиков, не существует реальных доказательств психиатрии, а также действенности её .

Киттри исследовал ряд девиантных проявлений, таких как , и , и продемонстрировал, что такие проявления считались проблемами сначала морального, затем правового характера, а в настоящее время считаются проблемами медицинского характера. Как результат данного восприятия, неординарные люди с отклонениями от нормы подвергались социальному контролю морального, правового и затем медицинского характера. Аналогичным образом, Конрад и Шнайдер заключают свой обзор о медикализации девиантности мнением, что можно обнаружить три основные парадигмы, от которых зависели значения понятия девиантности в различные исторические периоды: девиантность как грех, девиантность как проступок и девиантность как заболевание.

Во всех случаях психические заболевания следует дифференцировать с симптоматическими психическими нарушениями и патологиями, встречающимися при других заболеваниях из , системно затрагивающими организм по мере их прогрессии. В первую очередь это дегенеративные заболевания нервной системы (болезнь Паркинсона, синдром Гейна Барре, синдром Дауна, аутизм, атеросклероз сосудов головного мозга) и системные коллагенозы, во втором случае клинические психические расстройства, встречающиеся при острых и хронических инфекциях (особенно при венерических и паразитарных, при подостром склероризирующем энцефалите, летаргическом энцефалите, рассеянном склерозе), интоксикациях (важен тщательный сбор токсикологического анамнеза, особенно в случае отравления наркотиками, алкоголем, угарным газом, тяжёлыми металлами, лекарственными препаратами), травмах (в первую очередь психоз) и заболеваниях с нарушением обмена (сахарный диабет, болезни щитовидной железы, гипоталамической патологии, болезнь Аддисона), онкологических заболеваниях (опухоли головного мозга, опухоли яичника, опухоли поджелудочной, гемабластозы, лучевая болезнь), при энцефалопатийных синдромах различной этиологии.

История психиатрии ведёт своё начало с древнейших времён. Как и для любой другой науки, отправной точкой для начала существования психиатрии можно считать либо момент возникновения в общественном сознании представления об объекте науки (в данном случае о психических расстройствах), либо момент появления первого научного знания (по крайней мере, дошедшего до нас).

Психиатрия в древности[ | ]

В древности то, что сегодня понимают под психическими заболеваниями, объяснялось исходя из религиозно-мистических представлений. Как правило, помешательство ассоциировалось с проклятиями, вмешательством тёмных сил, одержимостью злыми духами. Поскольку уже в то время душевная деятельность ассоциировалась с головой, обычной практикой, по-видимому, была с целью «выпустить» духов наружу. Некоторые из душевных расстройств ассоциировались с «божественным расположением», «знаком избранности» — например, таковой задолго до считалась .

Психиатрия в Средневековье и в эпоху Возрождения[ | ]

В Европе было временем господства церковных догматов, в отношении к психическим заболеваниям преобладали суеверия и религиозные представления. При этом отсутствовал научный подход к психически больным, психические заболевания медицина не относила к области своей компетенции. По мнению некоторых учёных, в ходе знаменитых гонениям и расправам, вплоть до , подвергались в том числе и лица с психическими расстройствами, которых нередко воспринимали как , считали и .

Вместе с тем, как нередко утверждается, именно в средневековой возникли первые , хотя есть мнение, что они возникли ещё раньше на , в в и в . В Западной Европе подобные заведения не имели цели излечить больных, а имели целью изолировать их от общества. Условия были сходны с тюремными: широко применялись цепи, наручники, часто не соблюдалась простейшая . Ярким примером тому служит открытый в конце XV века . Тем не менее существовали также при и церковные больницы, где условия пребывания были сравнительно лучше, но поступать в такие учреждения могли, как правило, лишь представители привилегированных слоёв общества.

На в Средневековье не было учреждений, подобных Бедламу, и призрением душевнобольных занимались монастыри, как, впрочем, и призрением страдающих другими болезнями и нищих. Кроме того, в существовало представление о , что часто означало более мягкое отношение, чем в Западной Европе. Однако отмечались и случаи сожжения сумасшедших.

Психиатрия Нового времени[ | ]

Положение психиатрии и психически больных в Европе мало изменилось за XVI — первую половину XVIII века. В XVII веке широкое распространение получают так называемые «общие госпитали», которые, как и  (англ.) или Бедлам, фактически медицинскими учреждениями не являлись. Вместе с психически нездоровыми в такие заведения помещались бедняки, бродяги, вольнодумцы, развратники, , расточители и другие лица с нежелательным поведением. В середине XVIII века возникает множество домов, где содержались исключительно умалишённые.

Так, во Франции с 1760 года душевнобольные были обязаны пройти через больницу , сутью «лечения» в которой было выявление, больной человек или нет, — путём , назначения , , обливания холодной водой. В случае, если не наступало «излечение», больного направляли в  (фр.) (буквально «Маленькие домики») либо в Бисетр (для мужчин) или (для женщин).

В России впервые учреждения подобного типа появились в XVIII веке по указу Петра III. Названные «доллгаузами» («toll» — сумасшедший, «haus» — дом), они представляли собой места, подобные тюрьмам, где пребывающие подвергались пыткам и содержались в антисанитарных условиях.

В конце XVIII — начале XIX века в психиатрии в связи с изменениями общественно-политической обстановки и накоплением научных знаний произошли перемены. Первая такого рода реформа произошла в революционной Франции, где главным врачом Бисетра был назначен , который проявил гуманное отношение к больным, сняв с них цепи. Его деятельность и теоретические воззрения нашли отклик в разных странах Европы, оказав влияние на развитие психиатрии в первой половине XIX века.

Тем не менее даже к середине XIX столетия гуманный подход к условиям содержания пациентов и мерам стеснения распространился не всюду. Например, в заведениях для умалишённых до реформирования обычны были избиения, в ходу были палки и ; узники этих заведений зачастую голодали и погибали от истощения. Широко использовалась в Германии «механизированная психотерапия» — целый ряд механических приспособлений, по сути представлявших собой пытки: смирительный стул, смирительная кровать, вращательная машина, «мешок» (Sack). В качестве методов лечения применялись также жгучие втирания, прижигание калёным железом, «тошнотная терапия», специальные водолечебные приёмы (внезапное погружение в холодную воду, ледяной душ и пр.).

В 1803 году немецкий врач , который ввёл термин «психиатрия», восклицал:

« Мы запираем этих несчастных созданий словно преступников в сумасшедшие дома, в эти вымершие тюрьмы за городскими воротами, где в глухих расщелинах поселились совы… и оставляем их там загнивать в собственных нечистотах. »

В первой половине XIX века в Англии большинство пациентов домов для умалишённых жили в условиях не менее тяжёлых, чем прежде: переполненные и плохо отапливаемые палаты, хроническое голодание, грязь и сырость, использование цепей и наручников, практика приковывания больных к койкам на длительный срок ради удобства персонала. Деятельность Э. Чарльсворта и Р. Гилля в городе , в  (англ.) привела к преобразованиям, которые начались со строгих ограничений в использовании мер стеснения: горячечная рубашка, наручники, камзол и ремни применялись в больницах этих городов теперь лишь в крайних случаях. Система Конолли значительно повлияла на практику психиатрических учреждений в Европе. В 60—70-е годы XIX века система нестеснения (отказ от связывания и использования смирительных рубашек) получает распространение в Германии, Швейцарии и .

Однако большинство крупных государственных учреждений в европейских странах и не смогли внедрить успешный опыт первых сторонников нравственного отношения к пациентам. Финансовые ограничения, большая численность пациентов и отсутствие альтернатив существующим формам оказания помощи привели к быстрому преобразованию государственных психиатрических лечебниц в учреждения закрытого типа. К концу XIX — началу ХХ ст. движение за гуманизацию психиатрии пришло в упадок. Государственные психиатрические больницы могли обеспечить лишь скромное содержание пациентов и самое неэффективное лечение, и с каждым годом эти больницы всё больше переполнялись. Вплоть до середины патерналистская модель психиатрической помощи преобладала во всем мире, и недобровольная госпитализация подавляющей части душевнобольных считалась общепринятой социальной нормой.

Психиатрия в конце XIX — начале XX века[ | ]

В науке о душевных расстройствах в конце XIX — начале XX века выделялись, среди прочих, две школы. Первой стоит назвать , имевший своим началом работы (1856—1939 гг.), положившего начало теории . Согласно этому учению, в мозгу человека выделялась область животных инстинктов (т. н. «Оно», противостоящее личностному «Я» и «Сверх-Я» — диктату общества, повелевающего личностью и навязывающего определённые нормы поведения). Бессознательное, с точки зрения Фрейда и его последователей, становилось тюрьмой для запретных желаний, в частности — эротических, вытесняемых в него сознанием. Ввиду того, что окончательно уничтожить желание невозможно, для его безопасного осуществления сознание предлагало механизм «» — реализации через религию или творчество. Нервное расстройство в таком случае представлялось как сбой в механизме сублимирования и выплескивание запретного наружу через болезненную реакцию. Для восстановления нормального функционирования личности предлагалась особая техника, называемая психоанализом, которая предполагала возвращение больного к детским воспоминаниям и разрешению возникшей проблемы.

Фрейдизму противостояла школа позитивистской медицины, одним из выдающихся деятелей которой был . В основу своего понимания психического расстройства Крепелин положил прогрессирующий паралич и предложил новую для того времени форму изучения заболевания как процесса, развивающегося во времени и распадающегося на определённые стадии, описываемые определённым набором симптомов. Опираясь на философию , в частности, на принцип «наука есть философия», иными словами — провозглашение реальным лишь результатов опыта или научного эксперимента в противовес схоластическому умствованию прежних времен, позитивистская медицина предлагала объяснение умственного расстройства как биологического разлада, разрушения мозговой ткани, вызванного причинами множественной природы.

Однако же ни та, ни другая теории не могли претендовать на однозначное и доказательное обоснование уже описанных в литературе или известных из клинической практики случаев — так, Фрейда и его последователей упрекали в умозрительности и несистематичности их построений, в произвольности толкований приведённых примеров. В частности, свою теорию о детской сексуальности Фрейд строил на психоанализе взрослых, объясняя невозможность её подтверждения у детей страхом запретной темы.

В свою очередь, оппоненты упрекали Крепелина в том, что теория органического поражения de facto сводила безумие к эмоциональной и умственной деградации. Излечение психического больного априори объявлялось на тот момент невозможным, а работа врача сводилась исключительно к надзору, уходу и купированию возможной агрессии. Кроме того, указывалось, что позитивистская теория не в состоянии была объяснить многочисленные случаи душевных расстройств, при том, что никаких биологических повреждений найти не удавалось.

Феноменологическая психиатрия[ | ]

Как одна из возможностей выхода из намечавшегося тупика и его последователями был предложен метод, названный .

Суть его сводилась к выделению неких «феноменов» — идеальных сущностей, являющихся отражением объектов реального мира, а также собственного «я» в сознании личности. Эти феномены, идеализированные факты, очищенные от эмоциональной и социальной составляющей, представляли по Гуссерлю основу всякого познания — при том, что не существовали на самом деле, но являлись неразрывно связанными с познающим субъектом. Философия, таким образом, должна была служить завершением любого исследования, представляя собой его квинтэссенцию и строгую систему на уровне научного понимания, а феноменология — инструментом этого познания.

В основе применения феноменологического метода в психологии и психиатрии стал постулат о «телесности разума» — неразрывной связи человека с внешним миром и возможности для сознания нормально функционировать исключительно в этой связи. Нарушение таковой, спутанность восприятия при передаче внешних впечатлений разуму и составляет сущность психического заболевания. Восстановление этой связи соответственно ведет к выздоровлению. Методом же достижения феноменологической ясности рассудка представлялось прояснение, выведение за скобки эмоционального аспекта и чистый, не замутнённый предвзятостью взгляд на мир, получивший у феноменологов специальное имя «».

, начавший свою медицинскую карьеру в 1909 году в психиатрической клинике , где незадолго до того работал знаменитый Крепелин, критически отнесся к его наследию и практиковавшемуся в клинике подходу к лечению и содержанию пациентов. В противоположность этому, он, опираясь на теорию Гуссерля, развил феноменологический метод именно в приложении к психопатологии, предложил подробное интервьюирование больного для выделения основных феноменов его сознания и их дальнейшей классификации в целях постановки диагноза (описательная феноменология). В дополнение к этому предложил использовать так называемый метод структурного анализа для выделения основного нарушения, которому болезнь обязана своим возникновением (структурный анализ). , в свою очередь, предложил на основе феноменологии метод реконструкции внутреннего мира больного (категориальный анализ). Непосредственным результатом подобного подхода было уважение к больному как к личности и нацеливание специалиста на понимание, но отнюдь не навязывание пациенту чуждого ему взгляда на вещи.

Реформирование психиатрической помощи в ХХ веке[ | ]

Для характерно развитие различных форм внебольничной психиатрической помощи. Исследования показали, что содержание в психиатрических больницах закрытого типа даёт минимальный эффект, а в ряде случаев даже приводит к усугублению и обострению психических расстройств. Повысилось внимание к нарушениям прав человека, происходящим в закрытых психиатрических учреждениях.

В зарубежных странах возникшее в привело к — широкомасштабному сокращению количества психиатрических коек, закрытию многих психиатрических стационаров и созданию . Наиболее выраженный характер она приобрела в , где согласно принятому в предусматривалось закрытие всех психиатрических больниц и оказание помощи альтернативными общественными службами психического здоровья. Практически во всех странах и происходило крупномасштабное сокращение психиатрических больниц.

Кроме развития амбулаторных служб, в ХХ веке в различных странах была сформирована система полустационарной психиатрической помощи. Создавались дневные стационары, полустационары, профилированные для пациентов с различными заболеваниями, для разных возрастных групп, организовывались воскресные стационары, стационары конца недели, стационары на полпути, ночные клиники, центры послебольничного ухода и реабилитации.

Основная статья:

Все психические расстройства принято разделять на два уровня: невротический и психотический.

Граница между данными уровнями условна, однако предполагается, что грубая, ярко выраженная симптоматика — признак психоза…

Невротические (и неврозоподобные) расстройства, напротив, отличаются мягкостью и сглаженностью симптоматики.

— Жариков Н. М., Тюльпин Ю. Г. Психиатрия: Учебник. — М.: Медицина, 2002. - С. 71.

Психические расстройства называются неврозоподобными, если они клинически сходны с невротическими нарушениями, но, в отличие от последних, не вызваны психогенными факторами и имеют иное происхождение. Таким образом, понятие невротического уровня психических расстройств не тождественно понятию неврозов как группы психогенных заболеваний с непсихотической клинической картиной. В этой связи ряд психиатров избегает употребления традиционного понятия «невротический уровень», предпочитая ему более точные понятия «непсихотический уровень», «непсихотические расстройства».

Понятия невротического и психотического уровня не связаны с каким-либо определённым заболеванием.

— Жариков Н. М., Тюльпин Ю. Г. Психиатрия: Учебник. — М.: Медицина, 2002. - С. 71.

Расстройствами невротического уровня часто дебютируют прогредиентные психические болезни, которые впоследствии, по мере утяжеления симптоматики, дают картину психоза. При некоторых психических заболеваниях, например при неврозах, психические нарушения никогда не превышают невротический (непсихотический) уровень.

Всю группу непсихотических психических расстройств П. Б. Ганнушкин предложил называть «малой», а В. А. Гиляровский — «пограничной» психиатрией. Термины «пограничная психиатрия», «пограничные психические расстройства» часто встречаются на страницах публикаций по психиатрии.

Продуктивная симптоматика[ | ]

В том случае, когда результатом работы психической функции имеет место , которой в норме быть не должно, такую психическую продукцию называют «положительной», «продуктивной» симптоматикой. Положительная симптоматика, как правило, является признаком какого-либо . Заболевания, ключевыми симптомами которого является такого рода «положительная» симптоматика, принято называть «Болезнями психики» или «психическими болезнями». , образованные «положительной» симптоматикой в психиатрии, принято называть «»[]. Так как  — это динамический процесс, который может закончиться или , или образованием [] (с или без перехода в хроническую форму), то и такого рода «положительная» симптоматика в конечном итоге либо уходит, либо образует дефект, который в работе психической функции в психиатрии принято называть «», или слабоумием.

Продуктивная симптоматика не является специфической (сопутствующей какому-либо конкретному заболеванию). К примеру, и бред, и галлюцинации, и депрессия могут присутствовать в картине различных психических расстройств (с разной частотой и особенностями протекания). Но вместе с тем выделяется «экзогенный» (то есть вызванный внешними для клеток мозга причинами) тип реагирования психики, например , и эндогенный тип реагирования (психики) (то есть вызванный внутренними причинами), или «эндогенные» расстройства, к которым относят в первую очередь шизофрению, , биполярное аффективное расстройство и униполярную . С XIX века в психиатрии существует концепция, разделяемая лишь частью психиатров; согласно которой являются единым заболеванием (т. н. теория единого психоза); однако большинство психиатров всё же придерживаются мнения, согласно которому шизофрения и эндогенные аффективные психозы чётко противостоят друг другу.

Понятие «эндогенный» является одним из ключевых в психиатрии. Иногда указывают на неоднозначность этого понятия:

Понятие «эндогенный» многозначно и спорно. Оно означает «не обусловленное» и «непсихогенное». То же, что должно определить «эндогенное» позитивно, звучит неоднозначно. Ряд психиатров мыслит не иначе, как о «идиопатическом», то есть о болезни, происходящей из самой себя; некоторые постулируют органическую их причину, даже если она остается неизвестной (криптогенной). Исходя из современного уровня знаний, можно сказать конкретно только то, что «эндогенные» психозы обусловлены наследственно и имеют своё собственное, независимое от внешних влияний течение. Тогда понятие «эндогенный» становится ненужным.

— Тёлле Р. Психиатрия с элементами психотерапии. / Пер. с нем. Г. А. Обухова. — Минск: Выш. шк., 1999. — С. 42.

Общепатологические закономерности образования продуктивных (позитивных) психопатологических синдромов при психических заболеваниях можно представить в виде следующей схемы (А. В. Снежневский, 1983):

Соотношение продуктивных психопатологических синдромов

Негативная симптоматика[ | ]

«Негативная симптомати­ка (дефицитарная, минус-симптоматика) — признак стойкого выпадения психических функций, следствие полома, утраты или недоразвития каких-то звеньев психической деятельности. Проявлениями оказываются выпадение памяти, слабоу­мие, малоумие, снижение уровня личности и др. При­нято считать, что позитивная симптоматика более ди­намична, чем негативная; она изменчива, способна усложняться и в принципе обратима. Дефицитарные же явления стабильны, отличаются большой устойчивостью к терапевтическим воздействиям» (Жариков Н. М., Урсова Л. Г., Хритинин Д. Ф. Психиатрия: Учебник. — М.: Медицина, 1989. C. 161—162).

В отечественной психиатрии закономерности образования негативных синдромов при психических заболеваниях принято описывать с помощью схемы, предложенной академиком (см. рис.).

Основные ранги негативных психических расстройств

Уровни психических расстройств изображены на схеме в виде вложенных кругов. Это призвано отразить тот клинический факт, что каждый круг более высокого уровня включает в себя все нижележащие слои психических расстройств.

К психической функции применимы понятия как «продуктивной», так и «негативной» симптоматики.

Нарушения восприятия[ | ]

Для восприятия дефекта (негативной симптоматики) не может быть по определению, так как является первичным источником для . К положительной симптоматике для относятся (неверная оценка поступившей от информации) и (нарушение восприятия в одном или нескольких органах чувств (анализаторах), при котором ложное (мнимое) восприятие несуществующей, неполученной органами чувств информации трактуется как реальное).

Нарушения восприятия принято также классифицировать согласно органам чувств, к которым относится искажённая информация (пример: «зрительные галлюцинации», «», «тактильные галлюцинации», которые также называют сенестопатиями[]).

Иногда к нарушениям восприятия присоединяются нарушения мышления, и в этом случае иллюзии и галлюцинации получают интерпретацию. Такой бред называют «чувственным». Это бред образный, с преобладанием иллюзий и галлюцинаций. Идеи при нём фрагментарны, непоследовательны — первично нарушение чувственного познания (восприятия).

Нарушения памяти[ | ]

Проблема положительной симптоматики для психической функции «», будет рассмотрена далее (в разделе «Заключение»).

Слабоумие, при котором ключевым расстройством является расстройство памяти, является так называемое «».

Нарушения мышления[ | ]

Для продуктивным симптомом является  — , возникшее не в результате обработки поступившей информации и не корректируемое поступающей информацией. В обычной психиатрической практике под термином «нарушение мышления» понимают или бред, или разнообразные нарушения процесса [].

Нарушения аффекта[ | ]

Положительная симптоматика — это мания и (повышенное или, соответственно, пониженное , не являющееся результатом оценки поступившей информации и не меняющееся либо слабо меняющееся под влиянием поступающей информации).

(то есть его сглаживание), возникающее вследствие , обычно не именуется термином «нарушение аффекта» в психиатрической практике. Этот термин употребляется именно для обозначения положительной симптоматики (мании и/или депрессии).

Заключение[ | ]

Ключевым для психопатологии является следующее обстоятельство: психическое заболевание, которое характеризуется продуктивными расстройствами (психозом) в одной из психических функций, вызывает негативные расстройства (дефект) в следующей психической функции. То есть, если отмечалась как ключевой симптом положительная симптоматика восприятия (), то следует ждать негативной симптоматики памяти. А при наличии положительной симптоматики мышления (бред), следует ждать негативной симптоматики аффекта.

Так как аффект является завершающим этапом обработки мозгом информации (то есть последним этапом психической деятельности), то и дефекта после продуктивной симптоматики аффекта (мании или депрессии) не наступает.

Что же касается памяти, то сам феномен продуктивной симптоматики этой психической функции не очерчен, так как, исходя из теоретических предпосылок, клинически он должен проявляться в отсутствии (то, что происходит при нарушении памяти, человек не помнит). На практике же развитию негативной симптоматики психической функции «мышление» (эпилептическое слабоумие) предшествуют эпилептические припадки.

Основная статья:

Существует три основных классификации психических расстройств: (МКБ; действующая — МКБ-10, ), американское (DSM; действующая — DSM-5) и (CCMD; действующая — CCMD-3).

Ниже приведено деление психических заболеваний, которым пользуются в практической психиатрии последние сто лет. К этим заболеваниям относятся, в частности, органическое заболевание мозга (более точное название — психоорганический синдром), , и (название, получившее распространение сравнительно недавно; прежнее название — маниакально-депрессивный психоз). В МКБ-10 эпилепсия (G40) относится к . Рассматривавшаяся прежде как одно из типичных «психических заболеваний» (например, выделял три типичных «психических болезни»: эпилепсию, маниакально-депрессивный психоз и шизофрению), эпилепсия давно выведена за пределы психиатрических классификаций, и представление об эпилепсии заменено концепцией эпилептического синдрома.

Психоорганический синдром[ | ]

Основная статья:

Психоорганический синдром (органический психосиндром) — состояние психической слабости, обусловленное органическим поражением головного мозга (при сосудистых заболеваниях головного мозга, поражениях , , , различных интоксикациях, , хронических нарушениях обмена веществ, при опухолях и , ). Но особенно часто психоорганический синдром возникает при атрофических процессах головного мозга в предстарческом и старческом возрасте (, старческое слабоумие). В наиболее лёгкой форме психоорганический синдром представляет собой со слабостью, повышенной истощаемостью, эмоциональной лабильностью, неустойчивостью внимания, снижением работоспособности. При тяжёлых формах на первое место выступает интеллектуально-мнестическое снижение, доходящее до степени слабоумия ().

Так как ключевым моментом при слабоумии, вызванном психоорганическим синдромом, является нарушение , то нарушения у больных проявляются в первую очередь, ухудшается в различной степени способность к приобретению новых знаний, снижается объём и качество знаний, полученных в прошлом, ограничивается круг интересов. В дальнейшем присоединяется ухудшение , в частности (уменьшается , упрощается структура фраз, больной чаще использует словесные шаблоны, вспомогательные слова). Важно отметить, что нарушения памяти распространяются на все её виды. Ухудшается запоминание новых фактов, то есть страдает память на текущие события, снижается способность сохранять воспринятое и возможность активизировать запасы памяти.

Эпилепсия[ | ]

Основная статья:

Клинические проявления эпилепсии отличаются исключительным многообразием. В XIX веке было широко распространено представление, что это расстройство обусловливает неизбежное снижение интеллекта. В ХХ веке данное представление подверглось пересмотру: было обнаружено, что происходит лишь в сравнительно редких случаях.

В тех случаях, когда всё же развивается характерный эпилептический дефект (эпилептическое слабоумие — epileptic dementia), ключевым его компонентом является нарушение . Мыслительные операции включают в себя анализ, , сравнения, обобщения, абстракцию и конкретизацию с последующим образованием . Больной теряет способность отделять главное, существенное от второстепенного, от мелких деталей. Мышление больного становится все более конкретно-описательным, перестают быть для него понятными. Больной вязнет в мелочах, с большим трудом переключается с одной темы на другую. У больных эпилепсией обнаруживается ограничение называемых предметов рамками одного понятия (называются одни лишь в качестве одушевлённых либо и окружающая обстановка в качестве ). Инертность протекания ассоциативных процессов характеризует их мышление как тугоподвижное, вязкое. Оскудение словарного запаса часто приводит к тому, что больные прибегают к образованию путём прибавления к заданному слову «не». Непродуктивное мышление больных эпилепсией иногда называют лабиринтным.

Шизофрения[ | ]

Основная статья:

См. также:

В данной статье рассматривается только характерный шизофренический дефект (шизофреническое слабоумие — dementia praecox). Это слабоумие характеризуется эмоциональным оскудением, достигающим степени эмоциональной тупости. Дефект заключается в том, что у больного не возникают вообще и (или) эмоциональная реакция на продукцию мышления извращена (такое несоответствие содержания и эмоциональной оценкой его называют «расщеплением психики»).

В настоящее время мнение о том, что шизофрения неизбежно приводит к слабоумию, опровергается исследованиями — нередко течение болезни бывает благоприятным, и при таком течении пациенты имеют возможность достичь длительной и функционального восстановления.

Биполярное аффективное расстройство[ | ]

Основная статья:

При развитии психических расстройств (продуктивной симптоматики, то есть или ) психической функции под названием «» дефекта (слабоумия) не наступает.

Теория единого психоза[ | ]

Согласно теории «единого психоза», единое эндогенное психическое заболевание, которое объединяет в себя понятия «шизофрения» и «маниакально-депрессивный психоз», на начальных этапах своего развития протекает в виде «мании», «меланхолии (то есть депрессии)» или «безумия» (острый бред). Затем, в случае существования «безумия» оно закономерно трансформируются в «бессмыслие» (хронический бред) и, наконец, приводит к формированию «вторичного слабоумия». Основоположником теории единого психоза является . В её основу положен клинический принцип , согласно которому представляет собой закономерное сочетание , изменяющихся во времени. Одним из доводов в пользу этой теории является обстоятельство, что нарушения аффекта включают в себя и специфические, вызванные исключительно нарушением аффекта нарушения мышления (так называемые ). Такими специфическими (вторичными) нарушениям мышления является в первую очередь (темпа процесса мышления). Маниакальное состояние вызывает убыстрение темпа мышления, а депрессия темп процесса мышления замедляет. Причём изменения темпа мышления могут быть настолько выраженными, что само мышление становится непродуктивным. Темп мышления при мании может увеличиваться до такой степени, что теряется всякая связь не только между предложениями, но между (такое состояние называют «»). С другой стороны, депрессия может настолько замедлить темп процесса мышления, что мышление вообще прекращается.

Нарушения аффекта могут стать и причиной своеобразного, характерного только для нарушений аффекта, (такой бред называют «вторичным»). Маниакальное состояние вызывает , а депрессия является первопричиной . Другой довод в пользу теории единого психоза — то обстоятельство, что между шизофренией и маниакально-депрессивным психозом существуют промежуточные, переходные формы. Причём не только с точки зрения продуктивной, но и с точки зрения негативной, то есть определяющей заболевания, симптоматики. Для таких переходных состояний существует общее правило, которое гласит: чем больше в эндогенном заболевании расстройства аффекта по отношению к продуктивному расстройству мышления, тем последующий дефект (специфическое слабоумие) будет менее выражен. Таким образом, шизофрения и маниакально-депрессивный психоз являются одним из вариантов течения одного и того же заболевания. Только шизофрения — это, по мнению сторонников теории «единого психоза», самый злокачественный вариант течения, приводящий к развитию выраженного слабоумия, а маниакально-депрессивный психоз — самый доброкачественный вариант течения единого эндогенного заболевания, так как в этом случае дефект (специфическое слабоумие) не развивается вообще.

Основные методы[ | ]

Другие[ | ]

Социальные проблемы психиатрии[ | ]

  1. / Гл. ред. . — 4-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1988. — 1600 с.
  2. Гризингер В. Душевные болезни. Петербург: А. Черкасова и Ко, 1875. С. 1.
  3. ↑ Руководство по психиатрии. Под ред. А. С. Тиганова. В 2-х томах. М.: Медицина, 1999. — Т. 1. — С. 17.
  4. Сметанников П. Г. Психиатрия: Руководство для врачей. — Изд-е 5-е, перераб. и доп. — М.: Медицинская книга; Н.Новгород: НГМА, 2002. С. 6.
  5. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. Под ред. В. П. Самохвалова. — Ростов н/Д.: Феникс, 2002. — С. 13.
  6. , гл. 18:2 (см.: Каннабих Ю. В. История психиатрии. — М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002. — С. 235). Каннабих транскрибирует фамилию немецкого психиатра как «Рейль».
  7. Каннабих Ю. В. История психиатрии. — М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002. — С. 235.
  8. Коркина М. В., Лакосина Н. Д., Личко А. Е. Психиатрия: Учебник. — М.: Медицина, 1995. — С. 5.
  9. Пуховский Н.Н. Терапия ментальных расстройств, или Другая психиатрия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — Москва: Академический Проект, 2003. — 240 с. — (Gaudeamus). — .
  10. Первомайский В. Б., Карагодина Е. Г., Илейко В. Р., Козерацкая Е. А. // Вісник психіатрії та психофармакотерапії. — 2003. — № 1. — С. 14-27. См. также: Первомайский В. Б., Карагодина Е. Г., Илейко В. Р., Козерацкая Е. А. Категории болезни, здоровья, нормы, патологии в психиатрии: концепции и критерии разграничения // Первомайский В. Б., Илейко В. Р. Судебно-психиатрическая экспертиза: от теории к практике. — Киев: КИТ, 2006. — С. 24-47.
  11. ↑ // Новости медицины и фармации. — 2015. — № 531.
  12. Руководство по психиатрии. Под ред. Г. В. Морозова. В 2-х томах. М., 1988. — Т. 1. — С. 11.
  13. Меграбян А. А. Общая психопатология. М.: Медицина, 1972.
  14. «Психиатрия общая» — статья в кн.: Блейхер В. М., Крук И. В. / Под ред. Бокова С. Н. В 2-х томах. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.
  15. См. об этом: Снежневский А. В. . — М.: МЕДпресс-информ, 2001. С. 8; Меграбян А. А. Общая психопатология. М.: Медицина, 1972. С. 5-6.
  16. Жариков Н. М., Тюльпин Ю. Г. . М.: Медицина, 2000. С. 21.
  17. См.: Марилов В. В. Частная психопатология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2004. — 400 с.
  18. Блейхер В. М., Крук И. В. / Под ред. Бокова С. Н. В 2-х томах. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.
  19. Жариков Н. М., Урсова Л. Г., Хритинин Д. Ф. Психиатрия: Учебник — М.: Медицина, 1989. С. 250.
  20. Психиатрия — статья из . 
  21. Суатбаев Н.Р.  // Независимый психиатрический журнал. — 2006. — № 2.
  22. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. Под ред В. П. Самохвалова. — Ростов н/Д.: Феникс, 2002. — 576 с.
  23. Manning N. . — London: Routledge, 1989. — P. 1. — 246 p. — .
  24. Kittrie N. . — Johns Hopkins Press, 1971. — 443 p. — .
  25. Каннабих Ю. . — М.: АСТ, 2002. — 560 с. — .
  26.  // Независимый психиатрический журнал. — 2005. — № 4.
  27. Баженов Н.Н. . — Санкт-Петербург.
  28. Фуко М. . — Санкт-Петербург: Университетская книга, 1997. — 576 с. — .
  29. Баженов Н.Н. . — Санкт-Петербург.
  30. Цит. по: Дикхофер К. // Независимый психиатрический журнал. — 1996. — № 2. — С. 39—42.
  31. ↑ . — Всемирная организация здравоохранения, 2007. — .
  32. Комер P. Основы патопсихологии. — Fundamentals of Abnormal Psychology, 2001. — 617 с.
  33. Иванюшкин А. Я., Игнатьев В. Н., Коротких Р. В., Силуянова И. В. // / Под общ. ред. Б. Г. Юдина, П. Д. Тищенко. — М.: Прогресс-Традиция, 1998. — 381 с. — .
  34. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Фрейдизм и неофрейдизм // . — М.: Эксмо, 2003. — 672 с. — .
  35. Marneros A. . — RCPsych Publications, 1999. — С. 17. — 200 с. — .
  36.  (рус.). Проверено 18 марта 2011. 23 августа 2011 года.
  37. Thiher A. . — University of Michigan Press, 2005. — 368 с. — .
  38. Блонский П.  (рус.) // Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль : сборник. — М.: Республика, 1994.
  39. Engstrom E.J. Emil Kraepelin: psychiatry and public affairs in Wilhelmine Germany (англ.) // History of Psychiatry. — Vol. 2, no. 6. — P. 111-132. — :.
  40. Cromwell A.L. Assessment of Schizophrenia (англ.) // Annual Review of Psychology : сб.. — 1975. — Vol. 26. — P. 593. — :.
  41. Colucci M., Di Vittorio P. . — Érès, 2005. — 230 p. — .
  42.  (рус.). Проверено 20 марта 2011. 20 августа 2011 года.
  43. Улановский А. М.  // Методология и история психологии : сборник. — 2007. — Т. 2.
  44.  (рус.). Проверено 29 марта 2011. 23 августа 2011 года.
  45. Radkau J. Max Weber: A Biography. — Cambridge: Polity Press, 2009. — С. 29. — 700 с. — .
  46. Ясперс, К. Общая психопатология. — М: Практика, 1997. — С. 53. — 1056 с. — .
  47. Эленберг Г. Ф. Клиническое введение в психиатрическую феноменологию и экзистенциальный анализ // Экзистенциальная психология : сборник. — М. : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2001. — С. 201–236. — 619 с. — .
  48. Ястребов В. С. // . — М., 2006.
  49. Гурович И.Я., Сторожакова Я.А., Фурсов Б.Б. Международный опыт реформы психиатрической помощи и дальнейшее развитие психиатрической службы в России // Социальная и клиническая психиатрия. — 2012. — Т. 22, № 1. — С. 5—19.
  50. Бухановский А. О., Кутявин Ю. А., Литвак М. Е. . — 3-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д: Изд-во ЛРНЦ «Феникс», 2003.
  51. Савенко Ю. С.  — «Независимый психиатрический журнал». — 2003. — № 2.
  52. Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства: Учебное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 2000. — 496 с.: ил.
  53. Ушаков Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1987. — 304 с.: ил.
  54. «Психиатрия пограничная» — статья в кн.: Блейхер В. М., Крук И. В. / Под ред. Бокова С. Н. В 2-х томах. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.
  55. Гельдер М., Гэт Д., Мейо Р. Оксфордское руководство по психиатрии: Пер. с англ. — Киев: Сфера, 1999. — Т. 1. — 300 с. — 1000 экз. — , 966-7267-73-3.
  56. Zipursky RB, Reilly TJ, Murray RM  // Schizophr Bull. — 2013 Nov. — Т. 39(6). — С. 1363-72. — :. — .
  57. Harrison G, Hopper K, Craig T, et al (June 2001). «». Br J Psychiatry 178: 506–17. :. . Проверено 2008-07-04.
  58. Jobe TH, Harrow M (December 2005). «» (PDF). Canadian Journal of Psychiatry 50 (14): 892–900. . Проверено 2008-07-05.
  • Практикум по психиатрии: Учеб. пособие. Под ред. проф. М. В. Коркиной. 5-е изд., испр. — М.: РУДН, 2009. — 306 с. Перечисленные ниже книги имеются в Интернете в открытом доступе:
  • Бухановский А. О., Кутявин Ю. А., Литвак М. Е. Общая психопатология. 3-е изд. М., 2003.
  • Жариков Н. М., Урсова Л. Г., Хритинин Д. Ф. Психиатрия: Учебник — М.: Медицина, 1989. — 496 с: ил. (Учеб. лит. Для студ. мед. ин-тов. Сан.-гиг. фак.) —
  • Жариков Н. М., Тюльпин Ю. Г. Психиатрия: Учебник. — М.: Медицина, 2000.
  • Каннабих Ю. В. История психиатрии. — М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002. — 560 с. (АСТ) (Харвест)
  • Коркина М. В., Лакосина Н. Д., Личко А. Е. Психиатрия: Учебник. — М.: Медицина, 1995. — 608 с. Коркина М. В., Лакосина Н. Д., Личко А. Е., Сергеев И. И. Психиатрия: Учебник. 3-е изд., доп. и перераб. — М., 2006.
  • Руководство по психиатрии. Под ред. Г. В. Морозова. В 2-х томах. — М., 1988.
  • Руководство по психиатрии. Под ред. А. В. Снежневского. В 2-х томах. — М., 1983.
  • Руководство по психиатрии. Под ред. А. С. Тиганова. В 2-х томах. — М.: Медицина, 1999.
  • . Под ред. А. В. Снежневского. — М.: Медицина, 1985

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%B8%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%8F


Что такое наука почему она является наиболее важным из всех видов знания

Что такое наука почему она является наиболее важным из всех видов знания

Что такое наука почему она является наиболее важным из всех видов знания

Что такое наука почему она является наиболее важным из всех видов знания

Что такое наука почему она является наиболее важным из всех видов знания

Что такое наука почему она является наиболее важным из всех видов знания

Что такое наука почему она является наиболее важным из всех видов знания