Главная  |  Карта сайта |  Написать письмо
     Федеральное государственное унитарное предприятие
     "АВИАПРОМСЕРВИС"
     Federal State Unitary Enterprise
     "AVIAPROMSERVICE"

    Безопасность полетов - основной показатель деятельности авиации.
    Обеспечение безопасности полетов - важнейшая задача, которая решается совместными усилиями разработчиков, изготовителей авиационной техники и ее эксплуатантов.

Мы приглашаем к сотрудничеству все организации, заинтересованные в укреплении позиций отечественной авиационной промышленности и смотрим в будущее с надеждой.
Мы приглашаем ...
       О предприятии |  Функции |  Новости |  Совещания |  Документы |  Отчеты |  События |  Сотрудничество |  Публикации |  Контакты 


Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru


    АРХИВ | Ми-8


    5 декабря 2013 года на посадочной площадке "Каргосок-Причал" в Томской области произошло авиационное происшествие с вертолётом Ми-8Т RA-24430 ЗАО "АП Ельцовка". По имеющейся информации, находившиеся на борту три члена экипажа и 15 пассажиров не пострадали, воздушное судно получило повреждения.
    Источник: Межгосударственный авиационный комитет   

    31 июля 2013 года в районе аэропорта "Аддис Абеба" Республики Эфиопия произошло авиационное происшествие с вертолётом Ми-8 МТВ RA-25497 "НПК "ПАНХ". По предварительной информации на борту находились три члена экипажа и пассажир. Экипаж получил травмы и был госпитализирован, воздушное судно частично разрушено.
    Источник: Межгосударственный авиационный комитет   

    14 июля 2013 года в Каргасокском районе Томской области произошло авиационное происшествие с вертолётом Ми-8 RA-25607 ООО "АП "Газпромавиа". На борту находились 3 члена экипажа и 14 пассажиров. По предварительным данным второй пилот и пассажиры получили травмы различной степени тяжести, воздушное судно частично разрушено.
    Источник: Межгосударственный авиационный комитет   

    2 июля 2013 года на удалении 66 км от посёлка Депутатский произошло авиационное происшествие с вертолётом Ми-8Т RA-22657 ОАО АК "Полярные авиалинии". На борту находились 3 члена экипажа и 25 пассажиров. Со слов экипажа 19 человек погибли, воздушное судно сгорело.
    Источник: Межгосударственный авиационный комитет  

    5 июля 2013 года Председатель Комиссии по расследованию катастрофы вертолёта Ми-8Т RA-22657, принадлежащего ОАО "Авиакомпании "Полярные авиалинии", произошедшей в Усть-Янском районе Республики Саха (Якутия) 02.07.2013, сообщает, что работы на месте катастрофы продолжаются.
    Место авиационного происществия находится на высоте 650 метров, на склоне горы высотой 772 метра, на азимуте магнитном 349° и дальности 39,5 км от КТА аэродрома Депутатский. На данном участке заданная высота полёта по давлению, приведённому к уровню моря, должная была составлять 1300 метров. Угол склона горы составляет около 45°, почва каменистая. Столкновение вертолёта с горой произошло хвостовой опорой и колёсами основного шасси, с большим углом тангажа (след от передней стойки шасси на склоне горы не обнаружен).
    После столкновения вертолёта с горой возник пожар, во время которого выгорела значительная часть конструкции воздушного судна.

    В ходе второго дня работы комиссии на месте происшествия были обнаружены:
    - Блок регистрации параметрической информации системы СДК-8, со следами оплавления от воздействия высоких температур;
    - 4 катушки регистрации речевой информации МС-61. На катушках имеются следы пожара;
    - Отдельные приборы контроля работы вертолётных систем и двигателей.
    Обнаруженные средства объективного контроля будут направлены в МАК для оценки возможности считывания информации.
    Комиссия по расследованию продолжает свою работу.
    Источник: Межгосударственный авиационный комитет  

    19 июня 2013 года в районе посёлка газовиков Берго Республика Саха (Якутия) произошло авиационное происшествие с вертолётом Ми-8Т RA-22750, принадлежащим производственно-коммерческому авиапредприятию "Дельта К" Саха (Якутского) МТУ ВТ ФАВТ.
    При выполнении полётов по обслуживанию лесных пожаров вертолёт грубо приземлился. Экипаж три человека и девять пассажиров (пожарные) не пострадали. Воздушное судно имеет значительные повреждения.
    Источник: Межгосударственный авиационный комитет  

    6 июня 2013 года пропал вертолёт Ми-8 ДОСААФ России.
    Источник: www.favt.ru  

    7 июня 2013 года Росавиация проводит оперативные мероприятия по поиску и спасанию вертолёта Ми-8 ДОСААФ России, пропавшего 6 июня текущего года в Хабаровском крае.
    В целях проведения поисково-спасательной операции создан оперативный штаб Дальневосточного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта.
    В настоящее время в поисковой операции участвуют два вертолёта Ми-8 авиакомпаний ООО "Восточный Альянс" и ООО "Орлан", а также самолёт Ан-24рт авиакомпании "Хабаровские авиалинии".
    Вёртолет обнаружен, около 12:00 по местному времени (5:00 мск) в 37 км северо-западнее от населённого пункта имени Полины Осипенко. На борту находились пять человек - четыре члена экипажа и один пассажир. Все погибли.
    Источники: www.favt.ru, www.rbcdaily.ru  

    28 мая 2013 года потерпел катастрофу вертолёт Ми-8 ВВС РФ. Авиационное происшествие произошло в районе деревни Ивановское, Саратовской обл. В тренировочном полёте началась сильная тряска, и несущий винт перерубил хвостовую балку. На борту находилось 3 человека, два сумели выпрыгнуть на парашютах, один погиб. По имеющимся сведениям полёты всех вертолётов Ми-8 приостановлены.
    Источник: www.aviation-safety.net  

    6 мая 2013 года в 11 час 30 мин московского времени в районе с. Преображенка Иркутской области потерпел катастрофу вертолёт Ми-8 RA-24410 авиакомпании "Ангара" Восточно-Сибирского МТУ ВТ ФАВТ. При выполнении полёта воздушное судно не вышло на связь в установленное время. Организованными аварийно-спасательными работами обнаружены фрагменты вертолёта разбросанные по площади. На борту находилось 9 человек, данные о погибших пока точно не установлены.
    Расследование проводит комиссия Межгосударственного авиационного комитета с участием специалистов Росавиации и других заинтересованных ведомств. Известно, что на борту находилось 2 тонны взрывчатки.
    Источник: Межгосударственный авиационный комитет  

    7 апреля 2013 года в Перу потерпел катастрофу вертолёт Ми-8.
    Воздушное судно принадлежало нефтяной компании Перу.
    Погибло 13 человек.


    Источник: www.aviation-safety.net  

    16 марта 2013 года в Чечне потерпел катастрофу вертолёт Ми-8 авиации ФСБ. Трагедия произошла на рассвете в субботу на окраине Грозного при посадке в а/д Ханкала.
    По всей видимости, причиной аварии стал сильный туман в этой местности. В результате крушения вертолёта погибли три человека, еще один госпитализирован. Все они — члены экипажа. На земле погибших и разрушений нет.
    Источник: РИА Новости  

    9 марта 2013 года при обслуживании миссии ООН в Демократической Республике Конго произошло авиационное происшествие с вертолётом Ми-8АМТ RA-22472 авиакомпании "ЮТэйр" Тюменского МТУ ВТ ФАВТ.
    Источник: Межгосударственный авиационный комитет  

    11 февраля 2013 года потерпел катастрофу вертолёт Ми-8 вооруженных сил (ВС) Азербайджана. Вертолёт упал в море недалеко от Salyan. Погибли все находившиеся на борту 3 человека.
    Источник: www.aviation-safety.net  

    25 декабря 2012 года в Украине вблизи города Александрия, Кировоградской области сразу после взлёта потерпел катастрофу вертолёт Ми-8. Вертолёт принадлежал внутренним войскам МВД Украины. Погибли все находившиеся на борту 5 человек.
    Источник: www.aviation-safety.net  

    По другим информационным источникам (http://obkom.net.ua и www.unian.net) вертолёт после набора высоты начал внезапно снижаться, что привело к столкновению с землёй.


    17 ноября 2012 года в районе посадочной площадки Седельниково Омской области произошло авиационное происшествие без человеческих жертв с вертолётом Ми-8Т RA-22343, принадлежащим авиакомпании "ЮТэйр" Тюменского МТУ ВТ ФАВТ.
    По предварительным данным, при выполнении посадки в сложных метеоусловиях произошло грубое приземление с последующим отделением вертолёта от земли и заваливанием на правый борт. В вертолёте находились три члена экипажа и 19 пассажиров. В результате происшествия шесть пассажиров получили травмы различной степени тяжести. Вертолёт частично разрушен.
    Источник: Межгосударственный авиационный комитет  

    РАССЛЕДОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО
    1 февраля 2013 года
    Комиссия Межгосударственного авиационного комитета завершила расследование авиационного происшествия с вертолётом Ми-8Т RA-22343 АК "ЮТэйр" 17.11.2012 г. в Омской области.
    Причиной авиационного происшествия явились ошибочные действия экипажа при заходе на посадку, что привело к попаданию хвостового винта в режим "вихревого кольца" и неуправляемому левому вращению вертолёта.
    Попадание хвостового винта в режим «вихревого кольца» стало следствием выхода за лётные ограничения РЛЭ вёртолета Ми-8Т. Ограничения РЛЭ были нарушены по допустимой величине бокового ветра справа, из-за сложения скорости ветра и скорости управляемого перемещения вертолёта на висении. По результатам расследования разработаны рекомендации по повышению безопасности полётов.
    Источник: Межгосударственный авиационный комитет  

    17 октября 2012 года в районе посадочной площадки "Юрубчён 5" Богучанского района Красноярского края произошло авиационное происшествие с вертолётом Ми-8Т RA-24267, принадлежавшим ГП КК "КрасАвиа".
    Источник: Межгосударственный авиационный комитет  

    РАССЛЕДОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО
    4 февраля 2013 года
    Комиссия Межгосударственного авиационного комитета завершила расследование авиационного происшествия с вертолётом Ми-8Т RA-24267 ГП Красноярского края "КрасАвиа" 17.10.2012 года в Красноярском крае.
    Причиной авиационного происшествия с вертолётом Ми-8Т RA-24267 явилась потеря путевой управляемости вертолёта, возникшая на этапе выполнения посадки в условиях снежного вихря из-за попадания хвостового винта в режим "вихревого кольца", что привело к левому вращению вертолёта, столкновению с земной поверхностью вне посадочной площадки и опрокидыванию на правый борт.
    Причина неуправляемого вращения вертолёта не связана с техническим состоянием воздушного судна. Управление вертолётом, его системы до возникновения аварийной ситуации находились в исправном и работоспособном состоянии.

    Неуправляемое вращение вертолёта стало следствием:
    - неправильного восприятия командиром воздушного судна пространственного положения вертолёта относительно линейного ориентира на площадке (комингса), что привело к выходу вертолёта за границу площадки на грунтовую насыпь с проваливанием колеса и возникновением правого крена;
    - дальнейших некоординированных действий КВС органами управления, что привело к падению оборотов несущего винта до значений ниже минимально допустимых и увеличению угловой скорости вращения.

    Способствующими факторами явились:
    - несвоевременное принятие решения КВС об уходе на второй круг в условиях снежного вихря;
    - недостатки в действиях и во взаимодействии членов экипажа при выполнении посадки в условиях снежного вихря;
    - допуск КВС к полётам в ОЗП проведён с отклонениями от требований ППЛС на вертолётах Ми-8Т, Ми-8АМТ;
    - отсутствие должного контроля за работой сформированных экипажей со стороны командно-летного состава авиапредприятия;
    - неудовлетворительная подготовка посадочной площадки, отсутствие контроля за её состоянием со стороны владельца посадочной площадки;
    - отсутствие в РЛЭ Ми-8 конкретных рекомендаций по действиям экипажа при самопроизвольном вращении, не связанном с отказами авиационной техники на висении и этапах полёта, близких к режиму висения.
    Наиболее вероятно, что гибель пассажира связана со срывом дополнительного топливного бака с места крепления, причинения им телесных повреждений, несовместимых с жизнью, что стало следствием отсутствия контроля за порядком крепления дополнительного топливного бака, установленного в грузовой кабине вертолёта.

    По результатам расследования разработаны рекомендации по повышению безопасности полётов в адрес Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации), ГП КК "КрасАвиа" и ООО "РН-Бурение".
    Источник: Межгосударственный авиационный комитет  

    17 сентября 2012 года на полевом аэродроме Калачинск Омской области произошло столкновение двух вертолётов Ми-8 RA-22719 и RA-22850, принадлежащих Омскому лётно-техническому колледжу им. А.В.Ляпидевского филиала Ульяновского высшего авиационного училища ГА.
    По предварительным данным, при выполнении учебных полётов, вертолёты столкнулись на небольшой высоте, вертолёт RA-22719 имеет значительные повреждения. Три члена экипажа получили травмы лёгкой степени тяжести.
    Источник: Межгосударственный авиационный комитет  

    23 июля 2012 года на посадочной площадке "Лугенецкое" Томской области произошло авиационное происшествие с вертолётом Ми-8Т RA-22966 авиакомпании "ТОМСК АВИА" западно-Сибирского МТУ ВТ ФАВТ. Воздушное судно разрушено. Экипаж три человека и девятнадцать пассажиров. Двое, из находившихся на борту, травмированы.
    Источник: Межгосударственный авиационный комитет  

    РАССЛЕДОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО
    30 апреля 2013 года
    опубликован окончательный отчёт по результатам расследования авиационного происшествия с вертолётом Ми-8Т RA-22966 ООО "Авиакомпания "Томск Авиа" 23.07.12 в Томской области.
    Причиной аварии вертолёта Ми-8Т RA-22966 явилась ошибка КВС в технике пилотирования в создавшихся условиях (высокая температура наружного воздуха, максимально допустимая посадочная масса ВС, правый попутно-боковой ветер), выразившаяся в увеличении вертикальной скорости снижения ВС более 3 м/с при заходе на посадку, что привело к раннему снижению и грубому приземлению до посадочной площадки, после чего произошло разрушение вертолёта.
    Способствующими факторами, наиболее вероятно, явились:
    - ошибочное определение экипажем параметров ветра при заходе на посадку и, как следствие, выбранного курса для захода на посадку;
    - отсутствие необходимого запаса топлива на посадочных площадках в районе выполнения полётов, что привело к заправке ВС топливом сверх расчётного количества и выполнению посадки с предельно допустимой массой вертолёта;
    - низкий уровень организации лётной работы в лётном подразделении, выразившийся в формировании экипажа без учёта уровня профессиональной подготовки членов экипажа и особенностей выполняемых полётов.
    По результатам расследования разработаны рекомендации по повышению безопасности полётов.
    Источник: Межгосударственный авиационный комитет   

    11 февраля 2012 года потерпел катастрофу вертолёт Ми-8МТВ-1 компании, обслуживающей НАТО. Катастрофа произошло в южном Афганистане, погибли по предварительным данным все находившиеся на борту 4 человека.
    Источник: www.aviation-safety.net  

    29 августа 2011 года на площадке "Архыз" (Республика Карачаево-Черкессия), произошло авиационное происшествие с вертолётом Ми-8 RA-25560, эксплуатируемого ОАО НПК "ПАНХ" Южного МТУ ВТ ФАВТ. При выполнении посадки произошло грубое приземление. На борту воздушного судна находились экипаж три человека и десять пассажиров. Шесть человек получили травмы различной степени тяжести. Вертолёт разрушен.
    Источник: Межгосударственный авиационный комитет  

    РАССЛЕДОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО
    20 июня 2013 года
    Комиссия Межгосударственного авиационного комитета завершила расследование авиационного происшествия с вертолётом Ми-8МТВ-1 RA-25560 ОАО НПК "ПАНХ", произошедшего 29.08.2011 г. в н.п. Архыз Карачаево-Черкесской Республики.
    Причиной аварии вертолёта Ми-8МТВ-1 RA-25560 явилась невозможность безопасного продолжения полёта (приземление или уход на второй круг) при фактических условиях полёта (высота, скорость, температура наружного воздуха, полётная масса вертолёта, характеристики посадочной площадки), которые не выходили за установленные РЛЭ ограничения, из-за самопроизвольного уменьшения мощности правого двигателя после его выхода на взлётный режим перед зависанием над площадкой, что привело к резкому снижению вертолёта, столкновению с землёй и значительным повреждениям его конструкции.
    Уменьшение мощности правого двигателя явилось следствием нарушения работоспособности электронного регулятора двигателя ЭРД-3ВМ серии 2 № 06882074 из-за отказа интегральной микросхемы 580ВВ55 на плате микро-ЭВМ 8Т5.103.093 № 082.08.04.
    Отказ микросхемы 580ВВ55 серии 0711 был обусловлен разрушением сварного соединения проводника вывода № 22 с контактной пластиной траверсы из-за некачественной ультразвуковой сварки.
    Причиной этого производственного дефекта, наиболее вероятно, является нарушение технологии и контроля качества при изготовлении микросхемы. По результатам расследования разработаны рекомендации по повышению безопасности полётов в адрес авиационных властей, ОАО "МВЗ им. М.Л.Миля", ОАО "Климов" и др.
    Источник: Межгосударственный авиационный комитет   

    25 июля 2011 года в 03 час 25 мин московского времени в 200 км от Певека, в районе п. Биллингс Чукотского автономного округа, произошла катастрофа вертолёта Ми-8Т RA-24422 ФГУП "Чукотавиа" Северо-Восточного МТУ ВТ ФАВТ. Экипаж выполнял полёт по обслуживанию автоматических метеостанций и радиомаяков. На борту вертолёта находились три члена экипажа и три пассажира. При посадке в п. Биллингс произошло падение вертолёта с последующим пожаром. Погибли два члена экипажа и два пассажира. Вертолёт значительно поврежден и частично сгорел.
    Источник: Межгосударственный авиационный комитет  

    19 июля 2011 года в 09 час 12 мин московского времени в 127 км западнее г. Екатеринбурга произошла катастрофа вертолёта Ми-8Т RA-22387 ЗАО "Авиакомпания Уктус" Уральского МТУ ВТ ФАВТ. Экипаж выполнял облёт газопровода. На борту вертолёта находились три члена экипажа и один пассажир. В районе н.п. Кленовское вертолёт обнаружен лежащим на земле со значительными повреждениями конструкции. КВС погиб, два члена экипажа и пассажир невредимы.
    Источник: Межгосударственный авиационный комитет  

    РАССЛЕДОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО
    27 ноября 2012 года
    Комиссия Межгосударственного авиационного комитета завершила расследование авиационного происшествия с вертолётом Ми-8Т RA-22387 ЗАО "Авиакомпания "Уктус", произошедшего 19.07.2011 г. в Свердловской области.
    Причиной авиационного происшествия с вертолётом Ми-8Т RA-22387 явилось непринятие экипажем своевременного решения о прекращении выполнения полётного задания, возврате на аэродром вылета или производстве вынужденной посадки на площадку, подобранную с воздуха, при попадании в метеоусловия, не обеспечивающие полёта по ПВП, что привело к соударению вертолёта с верхушками деревьев и необходимости производства вынужденной посадки на неподготовленную площадку, в результате которой КВС погиб, а вертолёт получил значительные повреждения. Метеопрогноз не оправдался в части высоты нижней границы облаков и горизонтальной видимости при выпадении ливневых осадков из грозовой облачности, предусматривавшейся прогнозом.
    Способствующим фактором явилось выполнение экипажем полёта на высоте ниже безопасной.
    По результатам расследования разработаны рекомендации по повышению безопасности полётов.
    Источник: Межгосударственный авиационный комитет  

    15 июля 2011 года в 90 км юго-западнее г. Кепервеем Чукотского автономного округа произошло авиационное происшествие с вертолётом Ми-8Т RA-22860 авиакомпании "Билибиноавиа" Северо-Восточного МТУ ВТ ФАВТ.
    Выполнялся полёт по лесоавиационным работам, на борту находился экипаж из трёх человек. После посадки, в процессе загрузки при включенной трансмиссии произошло возгорание вертолёта. Пожар локализовать не удалось, вертолёт получил значительные повреждения. Экипаж не пострадал.
    Источник: Межгосударственный авиационный комитет  

    РАССЛЕДОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО
    30 марта 2012 года
    Комиссия Межгосударственного авиационного комитета закончила расследование авиационного происшествия с вёртолетом Ми8Т RA-22860 ООО "Билибиноавиа" 15.07.11 в Чукотском автономном округе.
    Авиационное происшествие без человеческих жертв (авария) произошло в результате пожара, возникшего снаружи вертолёта при его кратковременной (около двух минут) стоянке. Однозначно определить источник возникновения пожара не представилось возможным. Наиболее вероятно, что источником возгорания явились выхлопные газы и горячие элементы керосинового обогревателя КО-50, который не был выключен экипажем перед посадкой. В качестве горючих материалов могли выступать сухая трава, мох и кустарник, а также, возможно, легковоспламеняющаяся жидкость из числа имущества пассажиров, пролитая при загрузке вертолёта.
    Сопутствующим фактором могла явиться спешка при выполнении загрузки вертолёта из-за дефицита топлива для полёта по заданному маршруту.
    Источник: Межгосударственный авиационный комитет  

    12 июля 2011 года в 13 час 55 мин московского времени в 180 км западнее г. Сыктывкара произошло авиационное происшествие без человеческих жертв с вертолётом Ми-8 RA-24278 ФГУП "Комиавиатранс" Коми МТУ ВТ ФАВТ.
    Экипаж выполнял лесопатрульный полёт по маршруту Емба – район пожара – район Кослан. На борту находились четыре члена экипажа и пять пассажиров. При выполнении посадки вертолёт грубо приземлился, опрокинулся на правый борт и получил значительные повреждения. Находившиеся на борту три члена экипажа и три пассажира получили травмы разной степени тяжести и госпитализированы.
    Источник: Межгосударственный авиационный комитет  

    РАССЛЕДОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО
    16 февраля 2012 года
    Комиссия Межгосударственного авиационного комитета закончила расследование авиационного происшествия с вертолётом Ми-8Т RA-24278 ГУП РК "Комиавиатранс" 12.07.2011 в Республике Коми.
    Причиной авиационного происшествия с вертолётом Ми-8Т RA-24278 при выполнении лесоавиационных работ по высадке десантников-пожарных при помощи спускового устройства с режима висения явилось непреднамеренное снижение вертолёта до высоты верхушек деревьев, что привело к касанию лопастей рулевого винта верхушки дерева, разрушению лопастей рулевого винта, потере путевой управляемости, левому вращению вертолёта и грубому приземлению с последующим опрокидыванием на правый борт.
    Непреднамеренное снижение вертолёта явилось следствием недостаточной осмотрительности и отсутствия контроля высоты членами экипажа при перемещении вертолёта в режиме висения.
    По результатам расследования отработаны рекомендации по повышению безопасности полётов.
    Источник: Межгосударственный авиационный комитет  

    5 июля 2011 года в 190 км севернее г. Киренска Иркутской области произошло авиационное происшествие с вертолётом Ми-8Т RA-22350 авиакомпании "ЮТэйр" Приобского МТУ ВТ ФАВТ. Экипаж выполнял транспортно-связной полёт по маршруту Усть-Кут - Даниловская площадь - буровая 72. На борту находились 13 пассажиров и груз. При высадке пассажиров и выгрузке груза на режиме висения на заболоченном участке вертолёт опрокинулся на правый борт и получил повреждения. Находившиеся на земле 2 человека погибли.
    Источник: Межгосударственный авиационный комитет  

    РАССЛЕДОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО
    3 февраля 2012 года
    Комиссия Межгосударственного авиационного комитета завершила расследование авиационного происшествия – чрезвычайного происшествия с вертолётом Ми-8Т RA-22350 АК "ЮТэйр", происшедшего 05.07.2011 г. в Иркутской области.
    Авиационное событие произошло в процессе выполнения разгрузочных работ и высадки пассажиров на этапе удержания вертолёта в полувзвешенном состоянии на площадке, подобранной с воздуха, при невозможности "сброса" общего шага несущего винта из-за малой прочности заболоченной земной поверхности.
    В процессе удержания вертолёта в полувзвешенном состоянии произошло развитие значительного левого крена.
    Наиболее вероятной причиной появления левого крена вертолёта на практически горизонтальной посадочной площадке явился наклон вертолёта из-за проваливания левого колеса в мягкий грунт при его смещении с болотной кочки.
    Инстинктивные и несоразмерные действия командира вертолёта органами управления по предотвращению увеличения левого крена привели к отрыву вертолёта от земли, энергичному переходу в правый крен, соударению лопастей несущего винта с земной поверхностью, к их разбалансированному маховому движению, в результате которого были повреждены левый двигатель и левая часть кабины пилотов, а три человека, находящиеся на земле, получили серьёзные телесные повреждения, два из которых были смертельными.
    К факторам, которые могли способствовать авиационному событию, следует отнести:
    - недостатки в организации разгрузочных работ, высадки пассажиров, приведшие к необоснованному увеличению продолжительности работ, в том числе, из-за недостатков Инструкции по технике безопасности для работников предприятий, использующих авиацию для перевозки служебных пассажиров, при транспортировке грузов на внешней подвеске и строительно-монтажных работах, введенной в действие с 01.03.1978 МГА, которая не определяет меры безопасности при посадке (высадке) пассажиров, погрузочно-разгрузочных работах, при удерживании вертолёта в полувзвешенном состоянии;
    - возможное изменение центровки влево и вперед при перемещении пассажиров с грузом при выгрузке;
    - РЛЭ вертолёта Ми-8 не содержит рекомендаций по действиям экипажа на этапе удержания вертолёта во взвешенном, полувзвешенном состоянии при возникновении крена более 3° и тангажа более 5°.
    По результатам расследования отработаны рекомендации по повышению безопасности полётов.
    Источник: Межгосударственный авиационный комитет  

    15 марта 2011 года в 30 км северо-восточнее Красноярска произошло авиационное происшествие без человеческих жертв с вертолётом Ми-8 №RA-24436 "Аэрогео" Красноярского МТУ ВТ.
    При выполнении тренировочных полётов вертолёт упал и загорелся. Экипаж – 3 человека, не пострадал.
    Источник: Межгосударственный авиационный комитет  

    РАССЛЕДОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО
    14 июля 2011 года
    Комиссия Межгосударственного авиационного комитета закончила расследование авиационного происшествия с вертолётом Ми-8Т RA-24436 ООО "АэроГео" 15.03.11 г. на посадочной площадке "Северный" (Красноярский край).
    По заключению комиссии, авиационное происшествие произошло при выполнении тренировочного полёта с имитацией отказа (дросселированием) одного двигателя и явилось следствием перевода левого двигателя на режим малого газа, при висении вертолёта на высоте около 20 м (отступление от требования п. 2.5.3.2 РЛЭ вертолёта Ми-8Т). Это привело к резкому снижению, грубому приземлению, разрушению вертолёта и пожару.
    Источник: Межгосударственный авиационный комитет  

    19 декабря 2010 года предположительно в районе 267-го километра железнодорожной трассы Обская-Бованенково Ямало-Ненецкого автономного округа, произошло авиационное происшествие с вертолётом Ми-8Т RА-24655 авиакомпании "Ямал" Приобского МТУ ВТ ФАВТ.
    На борту воздушного судна находились 15 пассажиров и три члена экипажа. При выполнении посадки вертолёт столкнулся с землёй. Командир вертолёта погиб, остальные члены экипажа и пассажиры получили травмы различной степени тяжести.
    Источник: Межгосударственный авиационный комитет  

    РАССЛЕДОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО
    5 августа 2011 года
    Комиссия Межгосударственного авиационного комитета завершила расследование авиационного происшествия с вертолётом Ми-8Т RA-24655 авиакомпании "Ямал", происшедшего 19.12.10 в Тюменской области, в 380 метров с азимутом магнитным 144° от посадочной площадки "267 км" трассы железной дороги Обская-Бованенково (245 км с азимутом магнитным 60 градусов от аэропорта Салехард).
    По заключению комиссии, причиной катастрофы вертолёта Ми-8Т RA-24655 при выполнении захода на посадку явилось непринятие экипажем своевременного решения об уходе на второй круг при потере визуального контакта с посадочной площадкой из-за попадания вертолёта в непрогнозируемые метеоусловия (по видимости и опасному явлению погоды – приземному туману), исключающие визуальное пилотирование, что привело к грубому приземлению вертолёта в управляемом полёте на удалении 380м от посадочной площадки, его разрушению и гибели КВС.
    Источник: Межгосударственный авиационный комитет  

    25 ноября 2010 года в 12 ч 10 м московского времени западнее н.п. Крапивино, Тарского района, Омской области, произошло авиационное происшествие с вертолётом Ми-8Т RA-22376 авиакомпании "НАРЗ" Западно-Сибирского МТУ ВТ ФАВТ, выполняющего вахтовые перевозки. На борту находилось 7 пассажиров и 3 члена экипажа.
    Горящий на земле вертолёт был обнаружен с воздуха другим пролетающим вертолётом Ми-8. По информации с места происшествия, все семь пассажиров погибли. Экипаж с телесными повреждениями доставлен в больницу. Вертолёт полностью сгорел.
    Источник: Межгосударственный авиационный комитет  

    РАССЛЕДОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО
    8 сентября 2011 года
    Закончено расследование катастрофы вертолёта Ми-8Т RА-22376, произошедшей 25.11.2010 в Тарском районе Омской области.
    Авиационное происшествие произошло на этапе посадки, на режиме близком к зависанию вертолёта над земной поверхностью, в результате возникновения дефицита правой педали, при её отклонении вперед, что привело к неуправляемому левому вращению вертолёта.
    Причина вращения вертолёта не связана с техническим состоянием воздушного судна. Управление вертолётом, его системы до возникновения аварийной ситуации находились в исправном и работоспособном состоянии.
    Определить фактические управляющие действия КВС и их влияние на возникновение и развитие аварийной ситуации по имеющейся информации, зарегистрированной GPS и записанной бортовым магнитофоном МС-61Б, а также по представленным объяснительным запискам членов экипажа и их опросам, опросам очевидцев, не представилось возможным.
    При ударе вертолёта о землю произошло смещение взаимного положения главного редуктора и двигателей, что привело к разрыву кинематической связи: главный редуктор – валы свободных турбин обоих двигателей. Раскрутка ротора свободной турбины левого двигателя и его разрушение привело к образованию в центре потолочной панели пробоины внутрь грузовой кабины. Разрушение топливных и масляных магистралей левого двигателя привело к возникновению и интенсивному развитию пожара в отсеке левого двигателя и попаданию продуктов горения в грузопассажирский салон вертолёта через пробоину в потолочной панели.
    Гибель 8 пассажиров наступила в результате вдыхания окиси углерода (углекислого газа), действия открытого пламени и высокой температуры.

    К факторам, обусловившим данное авиационное происшествие, следует отнести:
    - несвоевременное принятие решения командиром вертолёта о выполнении посадки в условиях начавшегося неуправляемого вращения воздушного судна влево;
    - тренажёры Ми-8 не позволяют отрабатывать действия экипажа при возникновении вращения вертолёта на этапе посадки, близком к его зависанию.
    - РЛЭ Ми-8 не содержит конкретных рекомендаций по действиям экипажа при самопроизвольном вращении вертолёта влево на висении и этапах полёта, близких к режиму висения и не связанных с отказом путевого управления.
    Комиссией разработаны рекомендации по предотвращению подобных катастроф в будущем.
    Источник: Межгосударственный авиационный комитет  

    26 июня 2010 года в 04 ч 50 м московского времени в Хабаровском крае (верховье реки Учур), произошло авиационное происшествие с вертолётом Ми-8Т RA-24438 авиакомпании "Артель Старателей Амур" Дальневосточного МТУ ВТ ФАВТ.
    При выполнении взлёта произошло столкновение с землёй. На воздушном судне находился экипаж три человека и пять пассажиров. Вертолёт имеет значительные повреждения, бортмеханик получил травму.
    Источник: Межгосударственный авиационный комитет  

    29 декабря 2009 года в 03 ч 03 м московского времени в районе поселка Анавгай произошло авиационное происшествие без человеческих жертв с вертолетом Ми-8 RA-24209 Корякского авиапредприятия Камчатского МТУ ВТ ФАВТ.
    Экипаж в составе трех человек выполнял полет по маршруту: район поселка Анавгай – Тигиль. По предварительным сведениям после взлета была произведена вынужденная посадка. В результате столкновения с землей члены экипажа получили травмы различной степени тяжести, вертолет имеет повреждения.
    Источник: Межгосударственный авиационный комитет  

    9 октября 2009 года в 11 ч 45 мин московского времени произошло авиационное происшествие в районе Талаканского месторождения Республика Саха Якутия с вертолетом Ми-8Т RA-24273, принадлежащим авиакомпании "ЮТэйрт" Приобского МТУ ВТ ФАВТ.
    Экипаж в составе четырех человек выполнял транспортно-связной полет с грузом на внешней подвеске. На борту воздушного судна находились три пассажира.
    При заходе на посадку вертолет попал в условия ограниченной видимости. Выполняя уход на второй круг, произошло столкновение груза с верхушками деревьев. При производстве вынужденной посадки вертолет получил повреждения. Два члена экипажа травмированы.
    Источник: Межгосударственный авиационный комитет  

    РАССЛЕДОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО
    25 февраля 2010 года
    Комиссия Межгосударственного авиационного комитета завершила расследование аварии вертолёта Ми-8Т RA-24273, принадлежащего ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр", произошедшей 09 октября 2009 года в районе населённого пункта Витим (Талаканское месторождение) республики САХА (Якутия).
    По заключению Комиссии: "Причиной авиационного происшествия с вертолётом Ми-8Т RA-24273, при выполнении вынужденной посадки на лес, явились нескоординированные действия командира по управлению вертолётом, приведшие к раскачке груза на внешней подвеске в условиях отсутствия видимости естественного горизонта и земной поверхности. Нескоординированные действия командира и запоздалый сброс груза привели к торможению и снижению вертолёта с попаданием в режим "вихревого кольца".
    Способствующими факторами явились:
    - снижение ниже безопасной высоты;
    - несвоевременное решение КВС о возврате в точку вылета;
    - неправильные действия экипажа при попадании в сложные метеорологические условия;
    - малый опыт полётов КВС с внешней подвеской груза;
    - запоздалое решение КВС о сбросе груза на внешней подвеске;
    - неоправдавшийся прогноз погоды по району работ.
    По результатам расследования разработаны рекомендации по повышению безопасности полетов.
    Источник: Межгосударственный авиационный комитет  

    29 июля 2009 года при посадке на аэродром Маган (г. Ягутск) произошло авиационное происшествие с вертолетом Ми-8Т ГУП авиакомпании "Полярные авиалинии", регистрационный номер RA-25312. Вертолет выполнял учебно-тренировочный полет по маршруту Маган – Маган.
    По предварительной информации, после окончания аэродромной тренировки вертолет перемещался назад на вертодром. Активное пилотирование выполнял проверяющий. В результате грубого приземления хвостовая балка отделилась по шпангоуту номер 2 и вертолет опрокинулся на правый борт.
    На борту находилось 4 члена экипажа. Жертв нет.
    Источник: Межгосударственный авиационный комитет  

    РАССЛЕДОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО
    30 сентября 2009 года
    Комиссия Межгосударственного авиационного комитета, в состав которой входят официальные представители Росавиации, завершила расследование аварии вертолета Ми-8Т RA-25312 авиакомпании "Полярные авиалинии", происшедшей 29 июля 2009 года на аэродроме Маган (г. Якутск).

    По заключению Комиссии:
    Авиационное происшествие произошло в результате его столкновения с земной поверхностью при перемещении на стоянку и стало возможным из-за превышения пилотом допустимой скорости и высоты полёта, предусмотренных РЛЭ при перемещении вертолёта назад, и запоздалых действий по исправлению допущенных ошибок в технике пилотирования при гашении горизонтальной и вертикальной скорости перед приземлением.

    По результатам расследования разработаны рекомендации по повышению безопасности полетов.
    5.1. Росавиации МТ РФ
    5.1.1. С лётным составом провести занятия на тему: "Аэродинамическое обоснование лётных ограничений РЛЭ вертолётов" и "Особенности выполнения захода на посадку и перемещения назад на вертолётах при минимальной полётной массе ВС".
    5.1.2. Провести разовую проверку ведения на вертолётах пономерной технической документации.
    5.1.3. Провести разовую проверку соответствия установленным требованиям оборудования рабочих мест диспетчеров и средств объективного контроля за работой диспетчеров и экипажей ВС; принять меры по своевременной замене устаревшего оборудования.
    5.1.4. Рассмотреть целесообразность обязательной замены устанавливаемых на аварийные радиомаяки АРМ-406П одноосных датчиков перегрузки на трёхосные. Данная доработка бесплатно предлагается предприятием-разработчиком.

    5.2. Департаменту авиационной промышленности Минпромторга РФ и Росавиации МТ РФ*
    5.2.1. Разработать требования, спланировать и внедрить мероприятия по дальнейшему совершенствованию аварийных радиомаяков АРМ-406П, предусмотрев:
    - обеспечение аварийного (автономного) питания датчиков ускорения радиомаяка в случае обесточивания бортовой сети воздушного судна в момент авиационного происшествия;
    - обеспечение автоматического включения аварийного радиомаяка в случае не включения его экипажем;
    - рассмотреть вопрос переноса антенны аварийного радиомаяка (установки дополнительной антенны) в более безопасное место на вертолёте Ми-8.

    По результатам работ провести доработку воздушных судов.
    Источник: Межгосударственный авиационный комитет  

    22 июля 2009 года в 09 ч 28 м московского времени, в 20 километрах юго-западнее деревни Моисеево, Котовского района, Волгоградской области, потерпел катастрофу вертолет Ми-8АМТ-1 RA-22968 авиакомпании "Газпромавиа".
    Вертолет выполнял транспортно-связной и аэровизуальный полет по маршруту Волгоград - райцентр Котово. Метеоусловия на момент АП были простыми. На 48 минуте полета на высоте 110 метров и скорости полета 200 км/час на вертолете возникли проблемы с путевым управлением. В процессе выполнения вынужденной посадки вертолет вошел в неуправляемое левое вращение, столкнулся с землей, опрокинулся на правый борт и загорелся.
    На борту находились 3 члена экипажа и 5 пассажиров. Погибли 5 пассажиров и 1 член экипажа (бортмеханик).
    Источник: Межгосударственный авиационный комитет  

    28 июня 2013 года Авиационный регистр МАК в соответствии с обращением ОАО "МВЗ им. М.Л. Миля" от 13 июня 2013 года аннулировал Дополнение к Сертификату типа № 90-171/Д1 на вертолёт Ми-171. 22 июля 2009 года произошла катастрофа вертолёта Ми-8АМТ в районе н.п. Моисеево, Котовского района, Волгоградской области.

    По материалам расследования было установлено:
    - при выполнении аварийной посадки экипаж вертолёта не имел возможности экстренного выключения двигателей;
    - после приземления вертолёт опрокинулся на бок, что привело к разрушению топливного бака, расположенного на борту фюзеляжа. При работающих двигателях произошло воспламенение вытекающего из топливного бака топлива;
    - люди, находящиеся внутри пассажирской кабины вертолёта, не имели возможности самостоятельно покинуть лежащий на боку и охваченный огнём вертолёт.

    Учитывая, что конструкция вертолётов типа Ми-8АМТ в части компоновки кабин экипажа и пассажиров, размещения органов экстренного выключения двигателей, состава экипажа и размещения топливных баков не имеет отличий от сертифицированного вертолёта типа Ми-171, Авиационный регистр МАК выпустил Директиву лётной годности (ДЛГ) № 2010-53-01, которая предписывала:
    1. Разработать мероприятия:
    - по обеспечению возможности выключения двигателей в аварийной обстановке вторым пилотом или бортмехаником;
    - по защите топливных баков от разрушения в случае опрокидывания на бок при аварийной посадке.
    2. Провести испытания по демонстрации аварийного покидания вертолёта типа Ми-171 и уточнить его эксплуатационную документацию.
    3. До внедрения мероприятий в серийное производство и в эксплуатацию временно приостановить перевозку людей на вертолётах типа Ми-171.
    ОАО "МВЗ им. М.Л. Миля" выполнило мероприятия, предписанные ДЛГ № 2010-53-01, и обратилось в Авиационный регистр МАК с просьбой выдать на вертолёт Ми-171 с доработанной типовой конструкцией Сертификат типа вместо Сертификата типа ограниченной категории № 90-171.
    По результатам рассмотрения оформленных ОАО "МВЗ им. М.Л. Миля" доказательных документов, Авиационный регистр МАК 6 июля 2012 года выдал на вертолёт Ми-171 Сертификат типа № 330-Ми-171.
    11 июля 2012 года Авиационным регистром МАК была выпущена ДЛГ № 2012-53-03, которая информировала о выполнении всех мероприятий, предусмотренных ДЛГ № 2010-53-01, и определяла необходимость выпуска Сервисного бюллетеня по доработке находящихся в эксплуатации вертолётов Ми-171 до типовой конструкции, соответствующей Сертификату типа, а также устанавливала сроки доработки вертолётов Ми-171 для пассажирского и грузового вариантов.
    В связи с окончанием срока доработки вертолётов Ми-171 в пассажирском варианте, установленного ДЛГ № 2012-53-03, и обращением Разработчика - ОАО "МВЗ им. М.Л. Миля" от 13 июня 2013 года об аннулировании действия Дополнения к Сертификату типа № 90-171/Д1 на вертолёт Ми-171, разрешавшего осуществление пассажирских перевозок, 28 июня 2013 года Авиационный регистр МАК принял решение об аннулировании Дополнения к Сертификату типа № 90-171/Д1 на вертолёт Ми-171.
    Источник: Межгосударственный авиационный комитет  

    19 июля 2009 года в Афганистане при взлете с а/д Кандагар, базы НАТО на юге Афганистана, потерпел катастрофу вертолет Ми-8 авиакомпании "Вертикаль-Т", МТУ ВТ Центральных районов, регистрационный номер RA-25831. На борту по предварительным данным находилось 17 человек, 15 пассажиров погибли. В расследовании примут участие специалисты Межгосударственного авиационного комитета.
    Источники: Риа-новости, Межгосударственный авиационный комитет  

    2 июля 2008 года вертолет Ми-8Т RA-22599 авиакомпании "ЮТэйр" при выполнении посадки на буровую площадку Р-774 Воргинского месторождения (290 км от аэропорта Ноябрьск) потерпел катастрофу. Экипаж выполнял транспортно-связной полёт по маршруту Ноябрьск - посадочная площадка разведочной скважины №774 Воргенского месторождения с целью доставки вахты. На борту вертолета находились три члена экипажа, 13 пассажиров заказчика и 200 кг груза.
    Взлет вертолета был выполнен в 09 часов 53 минуты (время местное). В 11 часов 17 минут экипаж доложил диспетчеру МДП Нижневартовска о прибытии на разведочную скважину №774 и начал маневр захода на посадку с предварительным осмотром площадки. До этого момента никаких замечаний у экипажа к работе авиационной техники не было. Выход вертолета на посадочную прямую с курсом 20° произошел в 11 часов 21 минуту. По объяснениям КВС (бортовой параметрический регистратор параметров полета САРПП-12 и его носитель информации полностью уничтожены пожаром) при подходе к площадке и торможении скорости полёта, на высоте 20 метров, он заметил резкое уменьшение оборотов несущего винта до 90 - 89% и вертолет начал "просаживаться". Практически одновременно с падением оборотов поступил звуковой сигнал от речевого информатора РИ-65: "Борт 22599, пожар в отсеке левого двигателя". Согласно информации, зарегистрированной бортовым магнитофоном, срабатывание сигнала речевого информатора РИ-65 о пожаре произошло через две секунды после информации бортмеханика: "Высота 20, над площадкой". Вертолет с повышенной вертикальной и непогашенной поступательной скоростью, с большим углом тангажа на кабрирование, приземлился на посадочную площадку, что привело к касанию хвостовой пятой и рулевым винтом бетонной поверхности площадки. Пробежав 8 м, вертолет отделился от земли и приземлился с левым раворотом на 270° на основные стойки за площадку, на грунт, расположенный на 6 м ниже уровня площадки. Сразу же после приземления начался интенсивный пожар. Эвакуация пассажиров производилась членами экипажа и рабочими буровой бригады. В результате катастрофы 9 пассажиров погибли, 4 пассажира и члены экипажа получили травмы различной степени тяжести. Вертолет сгорел.
    При осмотре на месте происшествия обнаружено разрушение корпусов свободных турбин обоих двигателей. За ~ 100 м до посадочной площадки, вдоль линии пути вертолета, обнаружены 2 рабочие лопатки свободных турбин двигателей. В процессе полевого этапа работ Комиссией даны оперативные рекомендации по проведению разовой проверки состояния газовоздушных трактов двигателей ТВ2-117.
    Источник: Межгосударственный авиационный комитет  

    РАССЛЕДОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО
    23 марта 2009 года
    Комиссия Межгосударственного авиационного комитета, в состав которой входили официальные представители Росавиации, завершила расследование катастрофы с вертолётом Ми-8Т RA-22599 ОАО "Авиакомпании "ЮТэйр", происшедшей 02.07.2008 г. в районе поисково-разведочной скважины №774 Воргенского месторождения.
    Окончательный отчет по результатам расследования подписан всеми членами Комиссии без замечаний и особых мнений.

    По заключению Комиссии:
    "Катастрофа вертолета Ми-8Т RA-22599 явилась следствием грубого приземления вертолета на посадочную площадку с большой вертикальной и непогашенной горизонтальной скоростью, что привело к смещению главного редуктора вертолета со штатного места, разрыву кинематической связи: главный редуктор - двигатели, приведшему к раскрутке роторов свободных турбин двигателей до их разрушения и возникновению интенсивного пожара в отсеках двигателей и внутри грузопассажирского салона вертолета.
    Грубое приземление вертолета явилось следствием одного из следующих факторов или их сочетания:
    • возможное изменение направления и силы ветра непосредственно над посадочной площадкой по отношению к направлению и силе ветра, указываемых ветроуказателем;
    • возможное превышение посадочной массы вертолета для данных условий посадки;
    • возможная ошибка в действиях экипажа при выполнении посадки, выразившаяся в позднем и энергичном увеличении общего шага НВ, что привело к уменьшению частоты вращения винта ниже минимально допустимой и резкой просадке вертолета;
    • возможный отказ одного из двигателей с частичной потерей мощности при выполнении посадки вертолета.

    Фактором, усугубившими тяжесть последствия авиационного происшествия, является отсутствие защиты грузопассажирского салона вертолета Ми-8 от нелокализованных разрушений свободных турбин двигателей, что привело к мгновенному распространению пожара из двигательных отсеков в грузопассажирский салон и гибели пассажиров."

    Комиссией проведен разбор причин данного авиационного происшествия с руководящим и летным составом авиакомпании, а также разработаны рекомендацию по повышению безопасности полетов.
    Источник: Межгосударственный авиационный комитет  

    8 марта 2008 года потерпел катастрофу вертолёт Ми-8, регистрационный номер EY-25169, в районе г. Хорог в Таджикистане. В ходе работ по оценке состояния бортовых регистраторов САРПП-12 и П-503 было установлено, что они подверглись значительному температурному воздействию в результате пожара, возникшего на месте авиационного происшествия.
    Источник: Межгосударственный авиационный комитет  

    18 декабря 2007 года при выполнении вынужденной посадки в горной местности потерпел катастрофу вертолёт Ми-8 МТВ-1 RA-25492 ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр".
    Источник: Межгосударственный авиационный комитет  

    РАССЛЕДОВАНИЕ ЗАВЕРШЕНО
    3 сентября 2009 года
    Комиссия Межгосударственного авиационного комитета завершила расследование катастрофы вертолета Ми-8 МТВ-1 RA-25492 ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр", происшедшей 18 декабря 2007 года в Демократической Республике Конго.

    По Заключению Комиссии:
    Катастрофа вертолета произошла при выполнении вынужденной посадки в горной местности, обусловленной отказом левого двигателя, который экипаж ошибочно воспринял как отказ главного редуктора.

    Авиационное происшествие явилось следствием сочетания следующих факторов:
    1. Отказ левого двигателя в полете, который произошел из-за потери работоспособности турбины компрессора, в результате попадания в ее проточную часть лопаток разрушившегося соплового аппарата первой ступени.
    Причиной разрушения соплового аппарата явился местный перегрев и термическая деформация корпуса и наружной обоймы аппарата, обусловленные, наиболее вероятно, значительной неравномерностью поля температур перед сопловым аппаратом из-за нарушений в работе форсунок топливного коллектора, вызванных закоксованностью и повышенным нагарообразованием на них.
    2. Нераспознание экипажем отказа левого двигателя в условиях изменения нервно-эмоционального состояния, вызванного скрежетом в районе главного редуктора, что не позволило экипажу правильно оценить всю имеющуюся информацию и идентифицировать отказ.
    3. Ошибочная оценка КВС величины уклона (около 35 град.) в месте выполнения вынужденной посадки, что привело к столкновению лопастей НВ с землей и последующему разрушению конструкции ВС.

    По результатам расследования разработаны рекомендации по повышению безопасности полетов, в частности:
    5.1.2. Рассмотреть вопрос о проведении работ по совершенствованию тренажеров ТВ Ми-8МТВ, ТВ Ми-8Т для тренировки летного состава, с возможностью выполнения посадок в горной местности на склоны с различными уклонами в пределах летных ограничений в сочетании с предельными значениями посадочной массы вертолета, скорости, направления ветра и центровки вертолета.
    5.1.3. С летным составом, выполняющим полеты на вертолетах, провести внеочередные занятия и тренировку на тренажере по действиям экипажа в аварийной и сложной обстановке при полетах в горной местности, с отработкой не менее десяти посадок на площадки, подобранные с воздуха, расположенные на различных высотах, независимо от допуска КВС.
    5.1.4. При выполнении вынужденных посадок в горной местности с работающими двигателями, приземление производить только после зависания на минимально возможной высоте и детальной оценки состояния поверхности и уклонов.
    5.1.7. При проведении очередного оперативного ТО двигателей ТВ3-117ВМ выполнить целевой осмотр деталей горячей части двигателей, с целью выявления на них следов перегрева, в т. ч. деформации корпуса СА 1 ступени турбины компрессора, обгорания оплетки проводов термопар и оплавления фторопластовых колпачков термопар.
    5.2. Министерству промышленности и торговли РФ (с привлечением ГосНИИ ГА, ГЦ БП ВТ и других организаций) организовать проведение исследований с целью установления причин отложения продуктов сгорания на форсунках топливных коллекторов двигателей ТВ3-117, ТВ2-117 для выработки соответствующих рекомендаций разработчику, промышленности и эксплуатации.
    5.3. ОАО "КЛИМОВ" совместно с ОАО "МВЗ им. М. Л. Миля" и ГосНИИ ГА разработать методы контроля за превышением температуры газов перед ТК двигателя ТВ3-117 по данным БУР в соответствии с эксплуатационными ограничениями РЛЭ вертолета Ми-8МТВ (п. 8.2, табл. 8.2.2).
    5.4. ОАО "Климов" рассмотреть вопрос о выполнении дополнительных работ по осмотру деталей горячей зоны проточной части двигателя ТВ3-117ВМ при проведении технического обслуживания в эксплуатации по технологии бюллетеня № Н78-109БЭ-Г.
    Источник: Межгосударственный авиационный комитет  

                                                                                                                                                

Министерство промышленности и торговли РФ Министерство транспорта РФ Межгосударственный авиационный комитет