Украшаем детский торт своими руками

Украшаем детский торт своими руками

Украшаем детский торт своими руками

Романівські вівці www.vivci.kardash.com.ua

      

    Современному человеку трудно себе представить, как самостоятельно, живя вдали от цивилизации, без денег и разных нанотехнологий изготовить одежду, обувь, одеяла, головные уборы, ковры, инструмент и т.д.

      Что-то манит нас в ремёслах, уходящих в глубину веков. Есть необъяснимая магия и  творческая составляющая в традиционном ручном труде, которым жили многие поколения наших предков. Будь то  кузнечное дело, витиеватая резьба по дереву, скорняжное, ткацкое или гончарное ремесло.
          Войлок - один из таких материалов, для изготовления одежды из которого нужно очень мало -  человеческие руки, вода, овечья шерсть, творческая фантазия и желание.  Всё можно сделать практически только руками и ногами. Не нужны станки, оборудование и электричество. У некоторых народов даже целые жилища изготавливались из войлока.          Войлок - один из самых необходимых предметов в быту кочевников евразийских степей. Более того, без него он просто немыслим.      

Войлок уже достаточно плотный, но еще далек

от совершенства. Теперь его сбивают,

регулярно поливая молочной сывороткой,

мужчины и женщины. (по Н. Жуковской)

     Вот как описывает производство войлока скотоводческими народами в своей монографии Д.М. Маншеев (Д.М. Маншеев, Традиционное    скотоводческое    хозяйство бурят Восточного Присаянья (конец XIX - начало XX вв.)  - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ. 2006. - 205 С. )

       

 Изготовление продукции из шерсти у бурят восточной Сибири ( по Д.М. Маншееву )

 

       Шерсть, волос и сухожилия скота использовались скотоводческими народами Сибири с древних времен. Изделия из указанных материалов были распространены у всех групп бурят. При их изготовлении у присаянских бурят имелись особенности, которые были обусловлены видовым составом их скота и традиционным хозяйственным укладом.

        В хозяйствах присаянских бурят преобладал крупный рогатый скот, овец было сравнительно мало, так как местные природные условия не способствовали их разведению. В горных долинах не хватало лугов с солончаковой травой необходимой для овец. Зимой пастбища покрывались толстым снежным покровом. Это обстоятельство также препятствовало разведению большого количества овец.

        Одним из замечательных достижений древних скотоводов было изобретение способа приготовления войлока. Войлочные изделия, широко применявшиеся еще в скифское время, и поныне используются всеми кочевыми скотоводами Евразии.

      Специальных мастеров по изготовлению войлока среди бурят не было. У бурят Присаянья войлок изготовляли обычно сообща всеми хозяйствами одной общины, родственники и соседи поочередно помогали друг другу изготавливать войлок. Такой способ производства можно назвать общинным видом домашнего производства.       

      Стрижку овец буряты начинали 22 мая (9 мая по старому стилю) - день Николы ведшего. День Николы у бурят считался благоприятным, примерно в это время появлялась трава и деревья покрывались зеленью. Для стрижки овец приглашали соседей - женщин. Овец ловили, загнав в маленькую ограду. Если собиралось много людей (6-7 человек), то ловили 2-3 овцы за один раз. Пойманную овцу валили на спину, затем связывали все ноги волосяной веревкой и стригли.  

         После стрижки овец шерсть сортировали по качеству и цвету. Шерсть со спины животного считалась первосортной, она была чистой и длинной. С наступлением жарких летних дней шерсть, предназначенную для катания войлока, сушили. Держали ее под прямыми лучами солнца в течение 2-3 дней, чтобы испарился жир. Затем шерсть взбивали ивовыми прутьями,  очищая от пыли и грязи. Прутья делали длиной в метр с лишним, толщиной в палец, тщательно очищали от коры и сучков. Охапку шерсти укладывали на половик и начинали ритмично бить шерсть попеременно правой и левой рукой. Этот этап работы у бурят носил название  бить шерсть палочками. Эту работу обычно выполняла группа женщины.

Овец стригут, связав им все четыре ноги одним узлом, иначе добиться успеха в данном деле невозможно: овца будет пытаться убежать, и стригали поранят себя и ее ножницами (Наталия Жуковская)

  

    После взбивания начинался следующий этап обработки шерсти для войлока, он назывался нooho ypuxa (трепать или раздергивать шерсть). Быстро работая указательным и большим пальцами рук, женщины распушали шерсть, делая из нее пласты зулахай в форме крута, диаметром 30-35 см. Затем пласты шерсти укладывали в берестяную посуду торхо и хранили там до момента изготовления войлока. Примерно через месяц, в июне -начале июля, уже на летних стоянках приступали к катанию войлока.

         В изготовлении войлока участвовали женщины и мужчины Шерсть раскладывали на прямоугольный таар (волосяная дерюга) длиной 3 м и шириной 1,50 м после этого проводили обряд освящения приготовляемого войлока молоком. Сперва делали преподношение молоком хозяину местности  и 33 мастерицам. Затем обрызгивали уложенную шерсть молоком. За ритуалом кропления молоком следовало благословение. Самая старшая из собравшихся женщин произносила благопожелание для того чтобы войлок хорошо скатался и получился нужной толщины.

          И еще раз вернемся к тем, кто делает войлок. Очень важно, чтобы в этот момент все говорили друг другу хорошие, добрые слова, еще лучше - благопожелания, ибо они в такую минуту обретают магическую силу: «Пусть ваш войлок будет белым, как раковина, крепким, как кость, красивым, как шелк». И тот, кто слышит эти слова, должен ответить: «Благодарим за благословенные пожелания, пусть будет по_вашему». И тогда войлок обязательно получится крепким, теплым и красивым.

         Разложенная шерсть обильно поливалась горячей водой, на один край таара клали очищенный от коры и сучков длинный круглый шест толщиной 4-5 см: длина шеста должна была превышать ширину катаемого войлока на 15-20 см. На этот шест накручивали таар с шерстью, после чего образовавшийся вал крепко обвязывали волосяными веревками. Войлок катали с помощью веревки около полутора часов, время от времени вливая горячую воду с маточной сывороткой в отверстия между веревками. Затем, сросшийся с наружной стороны войлок переворачивали, обматывали вокруг шеста вместе с тааром, скрепляли веревками и снова катали в течение часа. Готовность войлока определяли по тару, который уже не так плотно обхватывал вал из шерсти. Скатавшийся войлок вынимали из таара и мыли теплой водой, затем холодной. Воду отжимали, наступая голыми ногами, постепенно складывая войлок. Готовый войлок расстилали для просушки на досках или на навесе. Через 2-3 дня войлок считался готовым. Группа из 5-6 человек в день делала 2-3 войлока. Для одного матраса требовалось 5-6 кг шерсти. После окончания работы устраивался небольшой праздник, где всех угощали ритуальной пищей - саламатом и молочной водкой. По словам информаторов, изготовление войлока и связанные с ним поверья были едиными для бурят и сойотов. По-видимому, сойоты, традиционной деятельностью которых были оленеводство и охота, восприняли скотоводческую культуру бурят, в том числе и способ изготовления войлока

         Изготовление войлока было окружено ореолом почтительного отношения к этому процессу. ибо он был связан с шерстью овцы -  животного, которое называли халлун хушуута (близкий, родной) и эрдэни (драгоценность). Говоря про войлок, подчеркивали, что в нем заключается нечто "сверхъестественное" . По войлоку определяли будущее хозяев дома или человека, для которого этот войлок предназначался. Плохо скатавшийся войлок предвещал несчастье - болезнь или смерть членов семьи. Если на войлоке для постели вырисовывался узор в виде треугольника, это предвещало рождение ребенка в семье. Треугольник, направленный острием к краям войлока, означал, что родится мальчик. Рождение девочки предвещал треугольник, обращенный острием к центру войлока. У монгольских народов с древних времен войлок белого цвета имел сакральное значение, на нем поднимали избранного на курултае хана. На белый войлок сажали молодых в свадебном обряде, белый войлок расстилали на месте погребения. Такой войлок катали члены многодетной семьи.       

 

         Агинские буряты, проживающие в степях Забайкалья, в отличие от присаянских. катали войлок с помощью лошадей. При этом войлок заворачивали в коровью или конскую шкуру, вымоченную в воде. По-видимому, такой способ изготовления войлока был обусловлен применением агинскими бурятами в качестве основного жилища - войлочной юрты. Применение лошадей при катании большого количества войлока для юрт облегчал труд людей. Шкура животного надежно защищала изготавливаемый войлок от порчи, когда вал катился по неровностям (камни, сучки и т.д.).            Буряты Присаянья делали войлок разным в зависимости от предназначения. Для постели изготовляли матрасы  из более чистой белой шерсти толщиной 3-4 см. Конские потники  делали из грубой, менее качественной шерсти с брюха животного.

Видео. Монгольский способ валяния войлока. Группа монгольских кочевников работать вместе над производством войлока для строительства юрты.

 

 Потники были плотнее, чем матрасы, и тоньше на 1-1.5 см. На матрасы и потники наносили различные метки из шерсти различного цвета.

       На белый войлок наносили черную отметину. Если войлок был сделан из черной шерсти, то на него наносили отметину из белой шерсти. Отметины были в виде точек или инициалов хозяина Отметина помогала найти в случае кражи войлочного изделия. Из войлока готовили стельки для обуви   и коврик для сиденья. Войлок использовали также для изготовления некоторых видов обуви, подстилки для саней, телеги. Для женщин изготовляли полые вакосники из тонкого войлока, покрыв тканью черного цвета, которые одевались на косу. К накосникам прикрепляли украшения . Принцип изготовления войлока у бурят был схож с изготовлением войлока у других скотоводческих народов и отличался лишь рядом незначительных деталей.  Из тюрко-монгольских скотоводческих народов с изготовлением войлока не были знакомы лишь якуты. Это объясняется, видимо, тем, что они не разводили овец.

       Кроме бараньей шерсти для изготовления войлока буряты Присаянья использовали шерсть (линьку) крупного рогатого скота. Из такой шерсти скатывали детские мячи, которые туго скатанные, были довольно прыгучи. Шерстью домашних (линька коров) и диких животных (кабарга, косуля, изюбрь) набивали толстые матрасы (4-5 см) и подушки. Матрасник шили из ткани. Матрас, набитый шерстью кабарги, по мнению бурят, обладал целебными свойствами. Шерсть диких животных заготавливали осенью во время охоты.

          Природная среда оказывает большое влияние на способ производства тех или иных изделий. На это указывает сравнение производства войлока бурятами Восточного Присаявья и Аги. В отличие от агинских, присаянские буряты меньше использовали войлок в хозяйстве. В Присаянье было мало войлочных юрт.  Большое  количество  леса позволяло  им  строить  деревянные юрты. Баранью шерсть буряты Присаянья использовали в основном для изготовления войлочных матрасов и потников, для этого не требовалось больших затрат труда. Поэтому буряты Присаянья катали войлок вручную.

      Изделия из шерсти, волоса и сухожилий и сейчас применяются в скотоводческих хозяйствах отдаленных сел Тункинского, Окинского и  Закаменского районов Бурятии. Обязательным считается изготовление войлочного матраса, который входит в приданое молодоженов.

 

     Современные машины позволяют изготовить войлок в огромном количестве а также значительно повысить производительность  процесса валяния  художественного войлока.

    Промышленное производство войлока на Brand Felt of                    Canada Toronto. 2008.

Новое поколение роликовых валяльных войлочных машин -  сочетание простоты использования, гибкости и безопасности в одной переносной машине. Машина предназначена для использования в мелкосерийном производстве и в домашних условиях.

 

 

Литература:

    

   1. Д.М. Маншеев, Традиционное    скотоводческое    хозяйство бурят Восточного Присаянья (конец XIX - начало XX вв.)  - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ. 2006. - 205 С. )       Монография посвящена традициям скотоводческого хозяйства бурят Восточного Присаянья конца XIX - начала XX в., которые иллюстрируют хозяйственно культурную адаптацию кочевников к специфическим условиям субаридной системы. Результаты исследования сопоставлены с данными по скотоводству друга групп бурят и народов Центральной Азии и Южной Сибири.  

   2. Наталия Жуковская "Пусть будет теплым ваш войлок!" http://orient.rsl.ru/assets/files/food/101-voilok.pdf       Еще статьи:   1. Цінні біологічні особливості романівських овець   Аборигенна романівська вівця є унікальною і однією з перспективних порід не тільки в Росії, а й в світі . Цінні біологічні особливості романівських овець, - висока плодючість і поліестричність, чим обумовлюється високий рівень м'ясної продуктивності (60-100 кг ягнятини) і можливість рівномірного протягом року надходження продукції.....   2. Звідкіля походять романівські вівці? Породу названо  по назві міста, в околицях якого вона була виведена ...   3. Романівська порода овець (За В.О. Сухарльовим) Романівська порода овець унікальна за комплексом господарсько-корисних і біологічних особливостей , яка унаслідувала від північних коротко­хвостих овець тонкий хвіст, здатність приходити в охоту і запліднюватись на протязі всього року (поліестричність) та давати за одне ягніння двоє, троє і більше ягнят (багатоплідність), високу життєздатність і пристосованість до суворих умов сніжних зим і пасовищного утримання. Спрямована селекція забезпечила високу скоростиглість романівських овець і цінні якості їх овчин, які не мають собі рівних за легкістю, міцністю, красою і теплозахисними властивостями.....  4. Вода - зима - вівці ...Якщо в холодну пору ваші вівці не дають достатньо молока, можливо що вони не отримують достатньо питної води, лише тому що вона занадто холодна..   5. Послеродовой период у овец романовской породы  .... при наличии активного моциона до родов и после родов и физиологической стимуляции бараном-пробником после родов инволюция половых органов заканчивается в первый месяц после родов и создаются все необходимые условия для наступления беременности сразу после окончания послеродового периода.... 6. Про харчування високопродуктивних овець ...  Обмеження на використання потенціалу відтворення овець надає недостатнє харчування під час останніх тижнів суягності та раннього періоду лактації... 7.  Переработка шерсти. Валяльный промысел - традиционное ремесло Полесья Валяльный промысел, издавна игравший важную роль в быту полещуков, имел целью валяние сукна и изготовление войлока, валенок, шапок. Из сукна шили верхнюю одежду, головные уборы, штаны. Войлок шел на изготовление конской упряжи: седелок, седел, хомутов...  8. Кожевенные промыслы Полесья. Исторический очерк ...      Уже в XVI в. жителям Волыни, в том числе и Полесья, были известны такие кожаные и меховые изделия, как «боты», «полуботики» (даже сафьяновые), беличьи шубы, кожухи, широкие кожаные пояса, калиты, мошны, сумки из юфти, барсучьей, лосиной кожи, упряжь . Эти изделия изготовляли городские ремесленники ...

9. Изготовление продукции из сухожилий у бурят восточной Сибири ( по Д.М. Маншееву ) ....В первую очередь высушенные сухожилия мяли руками в простокваше. Затем размягченные сухожилия разминали, просунув в дверную ручку или железную скобу...

 

Статьи баранина от фермы к столу

 

Овечья ферма Зеленый Дуб


   Романовские овцы это уникальная генетически чистая и одна из наиболее перспективных пород в мире. Они имеют высокую плодовитость (обычно 3-4 ягнят за окот) и полиэстричность. Овцы способны приходить в охоту и давать потомство во все сезоны года.
     Романовские бараны лучшие стимуляторы и пробники. Они имеют высокое либидо в течение всего года, способны в короткие сроки охватывать больше овец, чем бараны других пород.
    При промышленном скрещивании романовских овец с другими породами в полной мере проявляется гибридная сила при высокой плодовитости.

 

Наша ферма  с усадьбой - прекрасное место для отдыха   

Усадьба Зеленый Дуб  это:

Овеча ферма і садиба Зелений Дуб • Удобное проживание  • Общение с домашними животными • Живописные пейзажи  • Чистый воздух и вода (вокруг смешанные леса и ни отного промышленного предприятия)  • Сбор грибов, ягод, лекарственных растений  • Возможность осуществить однодневные пешие и велосипедные походы Погода на ферме Зеленый Дуб    

© 2012 ПП Кардаш   Усі права захищені. Останні зміни: 24.05.2012.


Источник: http://vivci.kardash.com.ua/vojlok%20buriaty.htm


Украшаем детский торт своими руками

Украшаем детский торт своими руками

Украшаем детский торт своими руками

Украшаем детский торт своими руками

Украшаем детский торт своими руками

Украшаем детский торт своими руками